Савиньи. Система современного римского права

СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО РИМСКОГО ПРАВА

СОДЕРЖАНИЕ

СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО РИМСКОГО ПРАВА

Предисловие к русскому изданию «Системы Современного римского Права» Ф.К. Фон Савиньи
Предисловие к Первому изданию

КНИГА ПЕРВАЯ.
ИСТОЧНИКИ СОВРЕМЕННОГО РИМСКОГО ПРАВА

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЗАДАЧА ДАННОГО СОЧИНЕНИЯ
§ 1. Современное римское право
§ 2. Общее право в Германии
§ 3. Границы поставленной задачи
ГЛАВА ВТОРАЯ. ОБЩАЯ ПРИРОДА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
§ 4. Правоотношение
§ 5. Институт права
§ 6. Понятие источников права
§ 7. Общее возникновение права
§ 8. Народ
§ 9. Государство, государственное право, частное право, публичное право
§ 10. Разные мнения о государстве
§ 11. Право народов
§ 12. Обычное право
§ 13. Законодательство
§ 14. Научное право
§ 15. Источники права в своей взаимосвязи. Природа и происхождение их содержания
§ 16. Абсолютное и содействующее, регулярное и аномальное право
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ИСТОЧНИКИ СОВРЕМЕННОГО РИМСКОГО ПРАВА
§ 17. А. Законы
§ 18. В. Обычное право
§ 19. С. Научное право
§ 20. Научное право (продолжение)
§ 21. Конкурирующие источники права
§ 22. Высказывания римлян об источниках права в целом
§ 23. Высказывания римлян о законах
§ 24. Высказывания римлян о законах (продолжение)
§ 25. Высказывания римлян об обычном праве
§ 26. Высказывания римлян о научном праве
§ 27. Практическое значение римских предписаний об источниках права
§ 28. Взгляды новых авторов на источники права
§ 29. Взгляды новых авторов на источники права (продолжение)
§ 30. Взгляды новых авторов на источники права (продолжение)
§ 31. Новые сборники права об источниках права
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНОВ
§ 32. Понятие толкования. Легальное и доктринальное
§ 33. А. Толкование отдельных законов. Основные правила
§ 34. Основание закона
§ 35. Толкование неудовлетворительных законов. Виды таковых и вспомогательные средства
§ 36. Толкование неудовлетворительных законов (продолжение). Неопределенное выражение
§ 37. Толкование неудовлетворительных законов (продолжение). Неправильное выражение
§ 38. Толкование законов Юстиниана. Критика
§ 39. Толкование законов Юстиниана. Критика (продолжение)
§ 40. Толкование законов Юстиниана. Отдельные фрагменты
§ 41. Толкование законов Юстиниана. Отдельные фрагменты в связи с компиляцией
§ 42. B. Толкование источников права в целом. Расхождение
§ 43. Толкование источников права в целом. Расхождение (продолжение)
§ 44. Толкование источников права в целом. Расхождение (продолжение)
§ 45. Толкование источников права в целом. Расхождение (продолжение)
§ 46. Толкование источников права в целом. Пробелы. Аналогия
§ 47. Римское право о толковании
§ 48. Римское право о толковании (продолжение)
§ 49. Практическое значение римских предписаний
§ 50. Взгляды новых авторов на толкование
§ 51. Новые своды законов о толковании
КНИГА ВТОРАЯ. ПРАВООТНОШЕНИЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ
§ 52. Сущность правоотношений
§ 53. Виды правоотношений
§ 54. Семейное право
§ 55. Семейное право (продолжение)
§ 56. Имущественное право
§ 57. Имущественное право (продолжение)
§ 58. Обзор институтов права
§ 59. Разные мнения о классификации
Приложение I
Приложение II
ГЛАВА ВТОРАЯ. ЛИДА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ
§ 60. Естественная правоспособность и ее позитивные модификации
§ 61. Границы естественной правоспособности. I. Возникновение
§ 62. Границы естественной правоспособности. I. Возникновение
(продолжение)
§ 63. Границы естественной правоспособности. II. Прекращение
§ 64. Ограничение правоспособности. Введение
§ 65. Ограничение правоспособности. I. Несвобода
§ 66. Ограничение правоспособности. II. Отсутствие гражданства
§ 67. Ограничение правоспособности. III. Зависимость от семейной власти
§ 68. Троякая capitis deminutio
§ 69. Последствия capitis deminutio
§ 70. Последствия capitis deminutio (продолжение)
§ 71. Аномальные права в отношении правоспособности и capitis deminutio
§ 72. Аномальные права в отношении правоспособности и capitis deminutio (продолжение)
§ 73. Аномальные права в отношении правоспособности и capitis deminutio (продолжение)
§ 74. Аномальные права в отношении правоспособности и capitis deminutio (продолжение)
§ 75. Применимость учения о правоспособности и capitis deminutio в нынешнее время
§ 76. Ограничение правоспособности вследствие инфамии. Введение
§ 77. Отдельные случаи инфамии
§ 78. Юридическое значение инфамии
§ 79. Юридическое значение инфамии (продолжение)
§ 80. Юридическое значение инфамии (продолжение)
§ 81. Юридическое значение инфамии (продолжение)
§ 82. Побочные последствия инфамии
§ 83. Современная применимость учения об инфамии
§ 84. Ограничение правоспособности из-за вероисповедания
§ 85. Юридические лица. Понятие
§ 86. Юридические лица. Виды
§ 87. Юридические лица. История
§ 88. Юридические лица. История (продолжение)
§ 89. Юридические лица. Возникновение и исчезновение
§ 90. Юридические лица. Права
§ 91. Юридические лица. Права (продолжение)
§ 92. Юридические лица. Права (продолжение)
§ 93. Юридические лица. Права (продолжение)
§ 94. Юридические лица. Права (продолжение)
§ 95. Юридические лица. Права (продолжение)
§ 96. Юридические лица. Устав
§ 97. Юридические лица. Устав (продолжение)
§ 98. Юридические лица. Устав (продолжение)
§ 99. Юридические лица. Устав (продолжение)
§ 100. Юридические лица. Устав (продолжение)
§ 101. Юридические лица. Фиск
§ 102. Юридические лица. Наследство
§ 103. Различия в связывании правоотношений с лицами
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ
ПРАВООТНОШЕНИЙ
§ 104. Введение
§ 105. Самые важные случаи юридических фактов. I. Правопреемство
§ 106. II. Свободные действия. Препятствия. А. Возрастные группы.
Введение
§ 107. II. Свободные действия. Препятствия. А. Возрастные группы. Infantes и Quifaripossunt
§ 108. II. Свободные действия. Препятствия. А. Возрастные группы. Infantes и Qui fari possunt (продолжение)
§ 109. II. Свободные действия. Препятствия. А. Возрастные группы. Impuberes и Puberes
§ 110. II. Свободные действия. Препятствия. А. Возрастные группы. Impuberes и Puberes (продолжение)
§ 111. II. Свободные действия. Препятствия. А. Возрастные группы. Minores и Majores
§ 112. II. Свободные действия. Препятствия. В. Безрассудные лица. C. Лица, признанные недееспособными. D. Юридические лица
§ 113. II. Свободные действия. Расширение через представителей
§ 114. III. Волеизъявления. Принуждение и ошибка
§ 115. III. Волеизъявления. Принуждение и ошибка (продолжение)
§ 116. III. Волеизъявления. Условие. Понятие
§ 117. III. Волеизъявления. Условие. Виды
§ 118. III. Волеизъявления. Условие. Обычное выполнение
§ 119. III. Волеизъявления. Условие. Фиктивное выполнение
§ 120. III. Волеизъявления. Условие. Закономерное действие
§ 121. III. Волеизъявления. Условие. Необходимое и невозможное
§ 122. III. Волеизъявления. Условие. Безнравственное
§ 123. III. Волеизъявления. Условие. Безнравственное (продолжение)
§ 124. III. Волеизъявления. Условие. Невозможное и безнравственное (продолжение)
§ 125. III. Волеизъявления. Установление срока
§ 126. III. Волеизъявления. Установление срока (продолжение)
§ 127. III. Волеизъявления. Установление срока (продолжение)
§ 128. III. Волеизъявления. Модус
§ 129. III. Волеизъявления. Модус (продолжение)
§ 130. III. Волеизъявления. Изъявление. Формальное
§ 131. III. Волеизъявления. Изъявление. Прямое или молчаливое
§ 132. III. Волеизъявления. Изъявление. Посредством простого молчания
§ 133. III. Волеизъявления. Изъявление. Фиктивное
§ 134. III. Волеизъявления. Изъявление без воли. Умышленное
§ 135. III. Волеизъявления. Изъявление без воли. Неумышленное
§ 136. III. Волеизъявления. Изъявление без воли. Неумышленное (продолжение)
§ 137. III. Волеизъявления. Изъявление без воли. Неумышленное. Error in substantia
§ 138. III. Волеизъявления. Изъявление без воли. Неумышленное. Error in substantia (продолжение)
§ 139. III. Волеизъявления. Изъявление без воли. Неумышленное. Границы этого случая
§ 140. IV. Договор
§ 141. IV. Договор (продолжение)
Приложение III
Приложение IV
Приложение V
Приложение VI
Приложение VII

Предисловие к русскому изданию «системы современного римского Права»

Ф.К. фон Савиньи

Написание небольшого предисловия к русскому переводу «Системы» оказывается весьма волнующей задачей. После перевода «Системтаыл»ьяннасикий (Scialoja, 1886–1898 гг.) и французский (Guenoux, 1840–1851; 2-е изд. 1855–1869; переизд. в 1998 г.) языки, частями наглаийский (W. Holloway, Madras, 1867: т. 1; W.H. Rattigan, 1884: 2н-иягак; Guthrie, 1869, 2-е изд. 1880: т. 8), на испанский или каталонский (J. Mesia и M. Poley, 1878–1879; переизд. в 2004 и 2005 гг.), на японский (Хаттори и Такахаши, т. 1 частично, 1955–1956; Р. Ямада, т. 8 частично, 1963; предметная комиссия Квансеи Гакуин, т. 1 частично, 1964–1979; Т. Ока, т. 5 частично, 1982; И. Кобаши, т. 1–6, 1993–2005) и недавно на китайский (Шангрун Ксу, Пекин) языки тепгреормьниаоя русскоговорящая аудитория благодаря этому переводу также получит доступ к одному из самых замечательных произведений европейской правовой науки.
Восемь томов «Системы» вышли в Берлине в 1840–1849 гг. Если добавить к ним два тома «Обязательственного права» 1851 и 1853 гг. соответственно, то получим приблизительно 5000 страниц монументальных исследований. Этот труд является плодом великой эпохи, эпохи немецких поэтов и мыслителей – от Лессинга и Гете до Брентано и Эйхендорфа, от Канта и Фихте до Шеллинга и Гегеля. «Система» – это третий шедевр Савиньи. Первый шедевр был написан им в 1803 г. в течение шести недель (Рудорф, 1862). Это «Право владения» 1803 г. Оно считается классическим, точнее говоря, прочным образцом юридической монографии. Второй шедевр (после длительных подготовительных работ начиная с 1804 г.) был написан им в 1815–1831 гг. Это «История римского права в Средние века» (6 томов). Еще и сегодня она считается незаменимой и основополагающей. В ней впервые имевсте с тем во многом исчерпывающе Савиньи исследовал до тех пор неизвестный грандиозный мир юристов XIII–XV вв. Его «Система нынешнего римского права» осталась незавершенной, и уже по этой причине не удостаивается такой же похвалы, но совершенно незаслуженно.
В название сочинения Савиньи включил после длительных дискуссий со своими лучшими друзьями три важных слова: «право», «система», «нынешний». «Право» понимается в широком смысле, выходя за рамки частного права. «Нынешний» («heutig») – это немного старомодное слово, обозначающее «актуальный» или «современный».
«Система» была для Савиньи главным методическим ключевым словом в настолько важной для него «внутренней», т.е. независимой, взаимосвязи права. Необходимо пояснить эти три ключевых слова.
Савиньи и в этом сочинении раскрывал на самом деле новый мир в духе «нынешнего». Но это был не мир Средневековья, а юридический мир его современности, и прежде всего современного ему частного права. Он раскрывает его с помощью своего известного и пресловутого «исторического правоведения» (1815). Исторический метод Савиньи стал известным как единственный путь к настоящему пониманию вместо чисто рационалистической или утилитарной оценки традиции перед судом современного разума или предполагаемой общей пользы. Савиньи никогда не писал просто ради древнего римского права, что ему незаслуженно приписывали в давнем споре. Но это право, передававшееся из поколения в поколение, он хочет сначала понять, «самостоятельно вчитаться и вдуматься» (т. 1, с. XXVI) в него, а затем, совершенно «свободно» владея материалом (т. 1, с. XXXI), сознательно, а не неосознанно распрощаться в нем с отмершим материалом и с «хламом ложных и полуистинных понятий и мнений» (т. 1, с. XXII). У него речь идет о том, чтобы было «удалено Ложное и овладели Истиной как вечным достоянием» (т. 1, с. XII). Поэтому он приписывает своему сочинению «преимущественно критический характер» (т. 1, с. XXXII) и даже считает «главной задачей… критическую проверку практики в частном» (т. 1, с. 94). Таким образом, он исследует, о чем говорит уже само название, «современное» право, унаследованное к 1840 г., с целью освобождения его от Ancien régime и сведения к его собственным независимым основным понятиям. Как известно, в Германии в то время господствовала весьма пестрая смесь из партикулярных прав и реципированного римского права, которое имело силу в судах, в юридических теориях и в законодательствах в целом или, по крайней мере, служило для восполнения пробелов. Последнее представляло собой в основном древнюю «библию юристов» – так с XVI в. называли Corpus Juris Civilis (529–534) Юстиниана, императора Восточной Римской империи (VI в.). Итак, Савиньи постоянно нацелен на современное ему время, но только путем прохождения через ценное прошлое. Он осуществляет модернизацию, которую легко не заметить, потому что он постоянно добросовестно и точно изображает Старое, прежде чем согласиться с ним или отбросить его. Главное же внимание он уделяет строгому установлению того, что из всего этого все еще может считаться действующим правом на рубеже 1840 г. Оттого в его сочинении почти в каждом разделе непременно есть один параграф о «современной применимости» или «практической важности» ранее установленного римского права (см., например, § 27, 49, 75, 83, 224, 279 и т.д.) или по крайней мере явное высказывание на эту тему.
Тем самым Савиньи разрабатывает базовую догматику современного частного права, вследствие чего возникает вопрос о системе этой новой догматики. Еще никогда и никто не проверял настолько тщательно огромную массу позитивно-правового (т.е. претендующего на действительность) материала римского происхождения на его «жизненность»: ни приверженцы естественного права XVI–XVIII вв. (потому что они были слишком «абстрактными»), ни гуманисты, ни «элегантные» юристы XVII–XVIII вв. (потому что они уделяли слишком большое внимание филологии), ни так называемый Usus modernus (потому что в нем римское и современное лишь ставили рядом друг с другом), ни даже его конкуренты-современники как, например, знаменитый Тибо (потому что не проявлял таких же усилий в систематизации). И здесь возникала новая задача систематизации. Критически разобранное наследие следовало выразить по-новому и тоже позитивно. «Система», третье слово из названия, значила для Савиньи (как и для Канта, хотя Савиньи не был просто «кантианцем») не только какое-либо понятное упорядочение материала. Скорее ему хотелось представить конкретное «нынешнее право» как независимое «Целое, упорядоченное согласно принципам», т.е. принципиальное в себе. Это немедленно привело его от повседневных решений к вопросам основных понятий, мы бы сказали, к систематической общей теории права. Благодаря этому методу «очищенные» римско-правовые подробности он не только формально вставил в совершенно новые рамки, но и придал их содержанию совершенно иное значение.
В восьми томах «Системы» (приблизительно на 5000 страницах и в трех «книгах») Савиньи пишет на самом деле об основополагающих вопросах, которые часто выходят за рамки частного права и позитивной юриспруденции. Он начинает с учения об источниках права (первая книга, гл. 1–3, § 1–31), ведет далее к учению о толковании (первая книга, гл. 4, § 32–51), а затем к большому разделу «Правоотношения» (т.е. к системе «правоотношений», а не субъективных прав) как к фундаменту. Поэтому он начинает этот раздел с «отношения между лицом и лицом, которое устанавливается правовой нормой» (книга вторая, гл. 1, § 52), разъясняет затем «сущность и виды» правоотношений (книга вторая, гл. 1, § 52–59), «лица как носители» таковых (физические и юридические лица (книга вторая, гл. 2, § 60–103), потом «возникновение и прекращение правоотношений» (книга вторая, гл. 3, § 104–203) вместе с учением о «свободных действиях» (возрастные группы, представительство, волеизъявление, ошибка, договор, дарение, влияние времени) и, наконец, их «нарушение», т.е. иски, законную силу и решение суда (книга вторая, гл. 4, § 204–343). В заключение следует знаменитая третья книга, т.е. восьмой том о «господстве норм права над правоотношениями», иными словами, о так называемом сегодня международном частном праве (книга третья, гл. 1–2, § 344–400). Его книги с четвертой по седьмую должны были быть посвящены вещному, обязательственному, семейному и наследственному праву (см. т. 1, «Предварительный обзор» в начале, и т. 8, с. V). Но так как его убывающие силы показались ему недостаточными для завершения труда, он напечатал еще лишь часть «Обязательственного права» (т. 1 и 2, 1851 и 1853 гг.), к сожалению, без настолько важного и обновленного учения о culpa.
Что же из всего этого незаменимо и необходимо на сегодняшний день? Несомненно, весьма многое, если только мы поймем две вещи: содержательный и методический элементы. В содержательном отношении Савиньи представляет самую общую теорию частного права, которая все еще может считаться основой континентального частного права и которую больше никто так не писал. В методическом отношении он делает это путем систематического уплотнения и энергичного сведения к немногим принципам, которые мы, во всяком случае в Германии, почти полностью утратили к 70-м годам прошлого века. Полному радостных надежд возникновению системы современного личного частного права явно более благоприятствовало время после Французской революции, нежели наступившее вскоре после этого время социальных разочарований, а также колебаний общественного мнения в XX в., продолжающихся и по сей день. Ведь «Система» Савиньи исходит из человека, свободы, воли; она не исходит односторонне из субъективного права и господства воли, как об этом неоднократно говорилось в полемике. В современном частном праве до сих пор оказывается незаменимым то, что Савиньи весьма современно определяет как три полюса всякого права и его автономию: субъектами являются естественно правоспособные люди, а именно все: «Каждый отдельный человек, и только отдельный человек, является правоспособным» (т. 2, § 60); объектами являются вещи, которыми в принципе можно свободно располагать (т. 1, § 56); даже действия являются в принципе свободными, связанными с правоспособностью свободных существ (т. 1, § 4, 52, 56), тем более в имущественном праве (т. 1, § 4, 52, 56). Но эта одинаковая правовая свобода не служит в конечном счете анархичному произволу – она связана нравственно и в правовом отношении. И хотя в правовом отношении «каждый человек… призван господствовать над несвободной природой, но он должен признавать такое же призвание за каждым другим человеком». Для «уравновешивания» служит «позитивное право благодаря общности в государстве» (т. 1, § 56). Таким образом, речь идет одинаковой правовой свободе. Да и нравственное отношение понимается не как чисто объективное, гетерономное и опекунское, а как, пожалуй, нравственно субъективное и автономное. Ибо правовая свобода узаконивает себя, по Савиньи, тем, что способствует свободному нравственному деянию, которое имеет нравственную ценность лишь как свободное деяние, «обеспечивая свободное проявление нравственной силы, присущей каждой отдельной воле» (т. 1, § 52). Поэтому и существование права следует понимать как «самостоятельное» относительно нравственности (там же). В христианской Европе 1840 г. сказанное не было малозаметным высказыванием, но оно не означало и враждебность к христианству. В нем просто разделяли право и религию в духе свободного взаимодействия, основанного на разделении сфер. Религиозной задачей всякого человека было нравственное развитие в духе желания Добра. Естественно, в Европе 1840 г. обрамлением этого должна была стать христианская традиция. Савиньи же подразумевал это не конфессионально, а с позиции общечеловеческой (т. 1, § 15 и далее). У права была только одна задача – гарантировать такое развитие и содействовать ему. Это было решение Савиньи, к которому он пришел на основании опыта религиозных войн в Германии и французского террора во имя «Богини Разума». Таким образом, высшей целью было способствование свободному и нравственно ценному развитию человека. Несомненно, в основе такого сочетания права и нравственности лежит вполне позитивный образ человека.
Савиньи начал писать сочинение в 1835 г., а планы такового появились у него не позже 1808 г. Первую полную проработку источников Савиньи сделал в 1808–1810 гг. в г. Ландсхут, материал снова и снова прорабатывался в знаменитых «Лекциях по Пандектам». Вот что пишет он сам: «Материал… был постепенно собран и обработан на основе лекций по римскому праву, которые автор читал с начала века» (т. 1, Предисловие). По нескольким записям и по изданию так называемого конспекта лекций того времени (в серии Savignyana, Bd. 1: Pandektenvorlesung 1824/25, hg. von H. Hammen, 1993 [«Савиньиана», т. 1, «Лекции по Пандектам 1824–1825 гг.», под ред. Г. Хаммена, 1993]) мы знаем, что редакция «Системы» явно отличается от редакции лекций. Савиньи «работает» отныне «на людей сведущих» (т. 1, Предисловие), т.е. гораздо более всеобъемлюще и принципиально, вместе с тем более детально и более определенно. На самом деле «это… совершенно новая работа» (там же). Работать над ней он начал осенью 1835 г. по настоянию любимой дочери Беттины, продолжил как ее завещание и в утешение от ее ранней кончины в далекой Греции, а с 1842 по 1848 гг. постоянно занимался ею, будучи одновременно министром законодательства, что отнимало много времени.
Наднациональное воздействие сочинения, включая «Обязательственное право», продолжается и по сей день, даже если с 30-х годов прошлого столетия его все сильнее и сильнее вытесняли, забывали и в определенной степени скрывали вплоть до полного игнорирования. Естественно, европейские идеологи не всегда были благосклонны к его сути – к духу равенства и свободы. Некоторые части сочинения оказались особенно популярными, будь то для критиков или апологетов. К ним относятся, например, почти 100 страниц учения о толковании в первом томе, правда, часто неправильно понимаемого из-за селективного подхода; или международное частное право в восьмом томе с гениально ограничивающим учением о месте правоотношений; или учение о деньгах с современной теорией курсовой цены в «Обязательственном праве» (гл. 1, § 40–48); или же сжатое, но имевшее большие последствия обобщающее учение о вещном договоре в «Системе» (т. 3, § 140, 141). По многим вопросам накопилось обширная литература, о чем свидетельствуют статьи в разных словарях и энциклопедиях (см. прежде всего: H. Kiefner in: HRG IV, 1988; J. Schröder, in: KleinheyerSchröder, 1996; D. Nörr, in: NDB 22, 2005). Разумеется, и научные работы о Германском гражданском уложении 1900 г. постоянно ссылаются на это догматическое сочинение Савиньи.
Даже России, по крайней мере в XIX в., не было чуждо наследие Савиньи: им занимались многочисленные стипендиаты и его непосредственные ученики. В связи с этим в январе 1840 г., т.е. как ученый, а не министр, он был награжден Российским орденом Святого Станислава 2-й степени (см.: Stoll, III, S. 289; Arnswaldt, S. 59).
В последние годы мы, по крайней мере в Германии, снова научились не пренебрегать «словно естественно» принципиальной сутью нашего современного позитивного права и не искать ее только в конституционном праве. Оба принципа – правовое равенство и одинаковая свобода для всех как людей, которые Савиньи так энергично развивает в образе современного римского права, – означали в то время, т.е. на рубеже 1840 г., для Пруссии и для Германии, не имевших своей конституции, больше, нежели сегодня. Они формулировали теорию частного права как заменитель основного закона. Естественно, это невозможно перенести схематически на современность. Но эти принципы и ряд выводов образуют, пожалуй, общую сущность современного понимания права, которое связывает нас с Савиньи. И в этом смысле «Система» Савиньи может по-прежнему предложить нам многое, несмотря на то что она облачена «в платье» римского права. Но римское право использовано здесь в качестве республиканского образца для современного права. Здесь явно отвергнуто рабовладельческое право и римское монархическое устройство. Непременная римскоправовая традиция включена сознательно и умело в совершенно иной контекст современности. Теория частного права Савиньи в «Системе» ожидает свои «кончину и возрождение» одновременно.

Иоахим Рюккерт,
доктор юридических наук,
профессор кафедры истории права и истории частного права,
гражданского права и философии права университета им. Гете
(Франкфурт-на-Майне)

Предисловие к первому изданию

Когда такая научная область, как наша, осваивается благодаря непрерывным усилиям многих поколений, то нам, принадлежащим современности, предоставляется радость пользования богатым наследием. Это не просто масса полученной истины, которая нам достается. Ведь каждая попытка духовных сил, все устремления древних времен, будь они плодотворны или ошибочны, идут нам на пользу как образец или предупреждение, следовательно, в определенном смысле это означает для нас – работать, объединив наши усилия с усилиями минувших столетий. Если же из-за нашей лености или самомнения мы упустим это естественное преимущество нашего положения, если легкомысленно предоставим все воле случая, ожидая, что же из этого богатого наследия подействует на нас поучительно, то утратим бесценное богатство, неотделимое от сущности истинной науки, – целостность научных убеждений. А наряду с ней мы утратим непрерывное живое движение вперед, без которого названная целостность может превратиться в мертвую букву. Чтобы это не произошло, мы должны захотеть, чтобы время от времени в объединяющем сознании обобщалось то, что отыскано и получено в частном. Ведь даже представители науки, живущие в одно и то же время, часто остро противоречат друг другу; еще острее эти противоречия проявляются, когда мы сравниваем целые эпохи. Но это не означает выбрать одно и отбросить другое; задача, скорее, состоит в том, чтобы растворить воспринимаемые противоречия в высшем Единстве, что есть единственный путь уверенного прогресса в науке. Расположение духа, уместное для такой обобщающей работы, есть почтение к тому Великому, которое предстает перед нами в достижениях наших предшественников. А чтобы это почтение не выродилось в ограниченную однобокость и, следовательно, не угрожало бы свободе мышления, взор необходимо устремлять непосредственно на конечную цель науки, по сравнению с которой даже самое Великое, чего может достичь отдельный человек, должно казаться несовершенным.
Но если развитие нашей науки, продолжавшееся многими поколениями, дает нам большую выгоду, то именно отсюда же вытекают для нас большие и своеобразные опасности. В массе понятий, правил и специальных правовых терминов, которые мы получим от наших предшественников, к установленной истине неминуемо будет примешана большая доля заблуждений, которые будут действовать на нас с традиционной силой сложившихся обстоятельств и легко смогут овладеть нами. Чтобы противостоять этой опасности, мы должны захотеть, чтобы время от времени вся масса переданного нам материала проверялась заново, подвергалась сомнению с целью установления его происхождения. Такое происходит, когда мы искусственно ставим себя в положение, будто нам необходимо сообщить переданный нам материал человеку несведущему, сомневающемуся, сопротивляющемуся. Духовная свобода, независимость от всяких авторитетов – это то расположение духа, которое соответствует подобной проверочной работе, а чтобы это чувство свободы не выродилось в высокомерие и заносчивость, к нему должно добавиться благотворное чувство смирения и покорности – этот естественный плод беспристрастного принятия во внимание ограниченности собственных наших сил. Названная свобода взгляда сможет стать источником собственных достижений только благодаря этому.
Вот так, с совершенно противоположных точек зрения, мы будем приходить к одной и той же потребности в нашей науке. Ее можно назвать периодически повторяющимся рассмотрением работ, переданных нам нашими предшественниками, с целью удаления из них Ложного и овладения Истиной как вечным достоянием, что позволит нам соразмерно нашим силам приблизиться к цели в решении общей задачи. Представить подобное рассмотрение на момент, в который мы живем, – вот предназначение данного сочинения.
Однако уже в самом начале нельзя умолчать о той опасности, которой может подвергнуться беспристрастное восприятие данного сочинения вследствие того, что произошло в нашей науке в последнее время. У некоторых имя автора послужит поводом для сомнений в только что названном общем назначении этой работы; они будут полагать, что здесь речь пойдет не о свободном служении науке, а об одностороннем представлении исторической школы, следовательно, сочинение будет носить характер сочинения представителя школы, которого должен остерегаться Каждый, кто не относится к названной школе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.