Конституция Финляндии

КОНСТИТУЦИЯ ФИНЛЯНДИИ.
от 11 июня 1999 года (1999/731)
По решению Эдускунты, принятому в соответствии с § 67 Акта об Эдускунте, устанавливается:
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ
§ 1. Государственный строй
Финляндия является суверенной республикой.
Конституцию Финляндии составляет данный Основной закон. Конституция должна обеспечивать неприкосновенность человеческого достоинства и свободы и права частных лиц, а также содействовать законности в обществе.
Финляндия участвует в международном сотрудничестве с целью обеспечения свобод и прав человека, а также развития общества.
§ 2. Демократические и правовые принципы
Государственная власть в Финляндии принадлежит народу, представленному в Эдускунте. Целью демократии является обеспечение каждому права участвовать в общественной деятельности и развитии среды обитания.
Любое осуществление государственной власти должно основываться на законе. Во всей государственной деятельности должен неукоснительно соблюдаться закон.
§ 3. Парламентаризм и разграничение
государственных функций
Законодательная власть осуществляется Эдускунтой, которая также принимает решения о государственных финансах.
Исполнительная власть осуществляется Президентом Республики, а также Государственным советом, члены которого должны пользоваться доверием Эдускунты.
Судебная власть осуществляется независимыми судами во главе с их высшей инстанцией – Верховным судом и Верховным административным судом.
§ 4. Территория Финляндии
Территория Финляндии неделима. Границы государства не могут изменяться без согласия Эдускунты.
§ 5. Финляндское гражданство
Дети приобретают финляндское гражданство по рождению на основе гражданства родителей в соответствии с более детальными предписаниями закона.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СВОБОДЫ И ПРАВА
§ 6. Равноправие
Все равны перед законом.
Никто не может без основательных причин занимать особое положение на основании пола, возраста, происхождения, языка, религии, убеждений, взглядов, состояния здоровья, дееспособности либо по какой-то иной причине, которые относятся к его или ее личности.
С детьми следует обращаться как с равными индивидуумами, и они должны иметь право оказывать влияние на решение вопросов, которые касаются их самих в соответствии с уровнем их развития.
Равенство между полами в общественной деятельности или трудовой жизни обеспечивается в соответствии с более детальными предписаниями закона, в особенности в отношении заработной платы и других условий найма.
§ 7. Право на жизнь, личную свободу, неприкосновенность
Все лица имеют право на жизнь, личную свободу, неприкосновенность и безопасность.
Никто не может быть приговорен к смертной казни, пыткам или подвергаться какому-либо иному воздействию, унижающему человеческое достоинство.
Не может нарушаться личная неприкосновенность и никто не может произвольно лишаться своей свободы без законного основания. Наказание, связанное с лишением свободы, устанавливается только судом. Законность иных форм лишения свободы должна подвергаться судебной проверке. Права лиц, лишенных свободы, должны охраняться законом.
§ 8. Законодательные принципы уголовного права
Никто не может быть признан виновным в преступлении или приговорен к наказанию на основе деяния, которое согласно закону не было признано преступлением на момент его совершения. За преступление не может устанавливаться более строгое наказание, чем то, которое согласно закону допускалось на момент его совершения.
§ 9. Свобода передвижения
Граждане Финляндии, а также иностранцы, законно проживающие в стране, имеют право свободно передвигаться по стране и выбирать место жительства в ней.
Каждый имеет право покидать страну. Такое право может ограничиваться законом, если это необходимо для осуществления судопроизводства или исполнения наказания, или для выполнения обязанности по защите Родины.
§ 10. Защита частной жизни
Подлежат защите частная жизнь каждого, его честь и неприкосновенность жилища. Более детальные постановления о защите целей, касающихся личности, устанавливаются законом.
Охраняется неприкосновенность переписки, телефонных переговоров, а также иных интимных сведений.
Законом могут устанавливаться меры, которые нарушают неприкосновенность жилища и которые необходимы для обеспечения основных свобод и прав или для выявления преступления. Закон может также устанавливать такие ограничения неприкосновенности сообщений, которые необходимы для расследования преступления, посягающего на безопасность индивидуума или общества, на неприкосновенность жилища, судопроизводство, государственную безопасность или на свободу.
§ 11. Свобода религии и совести
Каждый обладает свободой религии и совести.
Свобода религии и совести включает право признавать и исповедовать религию, знакомить со своими убеждениями, право принадлежать или не принадлежать к религиозной общине. Никто не может быть обязан участвовать в религиозных обрядах против своих убеждений.
§ 12. Свобода высказываний и информации
Каждый имеет право на свободу высказываний. Под свободой высказываний понимается право передавать, распространять и получать информацию, взгляды, другие сведения без каких-либо препятствий этому.
Более детальные постановления о свободе высказываний устанавливаются законом. Законом могут устанавливаться предписания о таких ограничениях видеопрограмм, которые необходимы для защиты детей.
Документы и съемки, имеющиеся у государственных органов, являются открытыми, еели только такая гласность в силу необходимости не приостанавливается законом. Каждый имеет право получать информацию из официальных документов и съемок.
§ 13. Свободы собраний и объединений
Каждый имеет право без получения разрешения организовывать собрания и демонстрации и участвовать в них.
Каждый обладает свободой объединений. Под свободой объединений понимается право без получения разрешения образовывать объединения, принадлежать или не принадлежать к объединениям и участвовать в их деятельности. Устанавливается также свобода профессиональных объединений и свобода организовываться для защиты иных интересов.
Более детальные постановления о свободе объединений и свободе собраний устанавливаются законом.
§ 14. Право избирать и быть избранным
Каждый финляндский гражданин, которому исполнилось 18 лет, имеет право участвовать в национальных выборах и в референдумах. 0 праве быть избранным в государственные органы имеет силу то, что установлено в данном Основном законе.
Каждый финляндский гражданин и каждый иностранец, постоянно и законно проживающий в Финляндии, которому исполнилось 18 лет, имеет право участвовать в коммунальных выборах и коммунальном референдуме в соответствии с постановлениями закона. Закон определяет право на иные формы участия в коммунальном самоуправлении.
Все должны обладать различными возможностями участвовать в общественной деятельности и проверять решения, непосредственно их затрагивающие.
§ 15. Защита собственности
Собственность каждого человека подлежит защите.
Национализация собственности для общественных нужд за полную компенсацию регулируется законом.
§ 16. Права в области культуры
Все лица имеют право на бесплатное базовое образование. Положения об обязательности образования устанавливаются законом.
Власть должна на основе более детальных предписаний закона обеспечивать равную возможность для каждого в соответствии с его способностями и определенными потребностями на получение иного образования, помимо базового, и на занятие самообразованием.
Устанавливается свобода занятия наукой, искусством и получения высшего образования.
§ 17. Право на свой язык и свою культуру
Национальными языками Финляндии являются финский и шведский.
Право каждого пользоваться по своим делам в суде и других государственных органах собственным языком – финским или шведским, а равно получать перевод на этот язык регулируется законом. Власть должна удовлетворять культурные и общественные потребности финско- и шведско-говорящего населения на основе одинаковых принципов.
Саами как древние обитатели страны, а равно цыгане и другие группы вправе сохранять и развивать свои собственные языки и культуру. Право саами пользоваться своим языком в государственных органах регулируется законом. Право тех, кто пользуется языком жестов, а равно тех, кто из-за физической неполноценности пользуется помощью толкователя и переводчика, должно регулироваться законом.
§ 18. Предпринимательство и право на труд
Каждый имеет в соответствии с законом право получать свой доход путем найма на работу, ремесленничества или предпринимательства, которые он свободно выбирает. Государственные органы должны заботиться о защите рабочей силы.
Государственные органы должны содействовать занятости и предоставлению всем права на труд. Предписания о праве на профессиональное образование устанавливаются законом.
Никто не может быть уволен с работы без законного основания.
§ 19. Право на социальное обеспечение
Все, кто не в состоянии добывать себе средства, необходимые для достойной человека жизни, имеют право на обязательное социальное обеспечение и заботу.
Закон должен гарантировать каждому право на получение базового обеспечения, на получение пособия по безработице, в случае болезни, инвалидности и по возрасту, а также на пособие при рождении ребенка и по случаю потери кормильца.
Власть должна в соответствии с более детальными предписаниями закона обеспечить каждому социальное и медицинское обслуживание, а также содействовать помощи населению. Власть должна также оказывать поддержку семье и любому лицу, несущему ответственность за содержание ребенка, для того чтобы оно имело возможность поддерживать благополучие и индивидуальное развитие ребенка.
Власть должна содействовать каждому в праве на жилище и в поддержке его усилий по строительству собственного жилища.
§ 20. Ответственность за охрану окружающей среды
Каждый несет ответственность за охрану природы и ее разнообразия, а также за охрану окружающей среды и ее культурного наследия.
Власть должна содействовать обеспечению здоровой окружающей среды и обеспечивать право каждому для влияния на принятие решений по вопросам, которые касаются его собственной жизненной среды.
§ 21. Судебная защита
Каждый имеет право на рассмотрение своего дела судом надлежащим образом без мотивированных задержек, право на его рассмотрение каким-либо иным государственным органом, который управомочен на это соответствующим законом, а также право на получение решений, касающихся его или ее прав и обязанностей, имеет право на пересмотр дела соответствующим судом или каким-либо другим уполномоченным на это независимым государственным органом.
Гласность рассмотрения, право быть заслушанным, право на мотивированное решение, на пересмотр дела, а также на другие гарантии справедливого судопроизводства и качественного рассмотрения дела устанавливаются в законе.
§ 22. Уважение основных прав и свобод
Власть должна следить за тем, чтобы соблюдались основные свободы и права и общечеловеческие права.
§ 23. Основные свободы и права в условиях чрезвычайного положения
Законом могут вводиться такие ограничения свобод и прав, которые допустимы в соответствии с международными обязательствами Финляндии в области прав человека и которые необходимы в то время, когда Финляндия подвергается вооруженному нападению или когда это связано с чрезвычайными обстоятельствами, угрожающими нации, и они являются настолько тяжелыми, что могут согласно закону привести к такому ограничению.
ГЛАВА 3. ЭДУСКУНТА И ЧЛЕНЫ ЭДУСКУНТЫ
§ 24. Состав Эдускунты и избирательный период
Эдускунта состоит из одной палаты. В нее входят 200 членов, которые выбираются каждый раз сроком на четыре года.
Мандатный период начинается после проведения итогов выборов в Эдускунту и продолжается до подведения итогов следующих выборов.
§ 25. Выборы в Эдускунту
Члены Эдускунты выбираются путем прямых, пропорциональных выборов и тайного голосования.
Для выборов в Эдускунту страна делится, в соответствии с численностью населения, самое меньше на 12 и самое большое на 18 избирательных округов таким образом, чтобы от каждого избирательного округа выбиралось не менее семи членов Эдускунты. Однако Аландские острова образуют один-единственный избирательный округ для выборов одного члена Эдускунты.
Правом выдвижения кандидатов на выборы в Эдускунту обладают зарегистрированные партии, а закон устанавливает условия для обладания правом голоса.
Более детальные постановления о времени выборов в Эдускунту, их организации и об избирательных округах устанавливаются законом.
§ 26. Внеочередные выборы в Эдускунту
Президент Республики в период созыва Эдускунты имеет право по мотивированному предложению премьер-министра и после заслушивания мнений партийных фракций распустить Эдускунту и назначить проведение досрочных выборов. После этого Эдускунта принимает решение о времени завершения своей работы, прежде чем будут проведены выборы.
§ 27. Право быть избранным и полномочия по выполнению фракций члена Эдускунты
Право быть избранным членом Эдускунты имеет каждое лицо, обладающее правом избирать, если только оно не находится под опекой.
Членом Эдускунты не может, однако, быть лицо, состоящее на военной службе.
Канцлер юстиции в Государственном совете, юридический уполномоченный Эдускунты, члены Верховного суда и Верховного административного суда, а также государственный обвинитель не могут быть членами Эдускунты. Если член Эдускунты избирается Президентом Республики или назначается или избирается на какую-то иную должность, его депутатские полномочия прекращаются в тот день, когда он или она избраны либо назначены. Полномочия прекращаются также, если член Эдускунты утратил право быть избранным.
§ 28. Приостановка, а также освобождение и прекращение полномочий членов Эдускунты
Полномочие члена Эдускунты приостанавливается на то время, когда он становится членом Европейского парламента. В таком случае вместо него депутатские обязанности выполняет его заместитель. Член Эдускунты освобождается от своих полномочий также и во время исполнения им воинской обязанности.
По желанию члена Эдускунты она может дать свое согласие на освобождение его от депутатских полномочий, если находит, что для этого имеются уважительные причины.
Если член Эдускунты на основе вступившего в силу приговора приговаривается к лишению свободы за совершенное преступление, к наказанию за избирательное правонарушение, Эдускунта проводит расследование по вопросу о том, должны ли он либо она оставаться в дальнейшем ее членом. Если правонарушение свидетельствует о том, что он осужден не за высказывания и деятельность, связанные с выполнением депутатских обязанностей, Эдускунта, после получения заключения Конституционной комиссии, на основе решения, принятого не менее чем двумя третями поданных голосов, вправе провозгласить, что полномочия депутата прекращаются.
§ 29. Депутатская независимость
Каждый член Эдускунты обязан осуществлять свои полномочия в соответствии со справедливостью и истиной. Депутат должен при этом соблюдать Основной закон, и он не связан никакими иными постановлениями.
§ 30. Депутатский иммунитет
Члену Эдускунты не могут создаваться препятствия для осуществления его депутатских полномочий.
Член Эдускунты не может быть обвинен или лишен свободы высказывать свое мнение в качестве депутата либо при проведении переговоров, если только Эдускунта не даст свое согласие на это путем принятия решения, поддержанного не менее чем пятью шестыми поданных голосов.
Если член Эдускунты арестован или задержан, председатель Эдускунты должен быть тотчас же извещен об этом. Член Эдускунты не может быть, без ее согласия, арестован или задержан, если только он по веским основаниям не признается виновным в преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде тюремного заключения на срок не менее шести месяцев.
§ 31. Право члена Эдускунты высказываться и надлежащим образом выступать
Каждый член Эдускунты имеет право свободно высказываться по всем обсуждаемым в ней делам, а также участвовать в их рассмотрении.
Член Эдускунты должен выступать серьезно и достойно, не оскорбляя других. Если он нарушает это правило, председатель может сделать ему замечание или потребовать прекращения выступления. Член Эдускунты, нарушающий порядок повторно, может получить предупреждение от Эдускунты или быть удален с ее заседания не более чем на две недели.
§ 32. Отстранение депутата
Член Эдускунты отстраняется от участия в подготовке и решении дела, если оно касается его лично. Он, однако, вправе участвовать в дебатах на пленарных заседаниях. Член Эдускунты не может участвовать в рассмотрении дела в комиссии или проводить расследование в том случае, если он ранее проводил расследование в силу служебного положения.
ГЛАВА 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭДУСКУНТЫ
§ 33. Заседания Эдускунты
Эдускунта собирается на свои сессии ежегодно в то время, которое она устанавливает сама. После этого Президент Республики объявляет сессию открытой.
Она может продолжаться до следующей сессии. Последняя сессия соответствующего созыва продолжается, однако, до тех пор, пока Эдускунта не примет решения завершить свою работу. После этого Президент объявляет работу Эдускунты данного созыва завершенной. Но председатель Эдускунты вправе созвать сессию вновь до проведения новых выборов.
§ 34. Председатель Эдускунты и Совет при председателе
На каждой сессии Эдускунта избирает из своей среды председателя и двух вице-председателей.
Выборы председателя и двух вице-председателей проводятся тайным голосованием. Избранным считается тот член Эдускунты, который получил более половины поданных голосов. Если же никто не получит большинства поданных голосов при двух голосованиях, то считается избранным тот депутат, который получил в третий раз наибольшее число голосов.
Председатель и вице-председатели, а также председатели комиссий образуют Совет при председателе. Он руководит организацией работы Эдускунты и определяет порядок принятия ее решений в соответствии с положениями данного Основного закона или Регламента Эдускунты, а также порядок рассмотрения дел на сессии. Совет при председателе обладает правом законодательной ннициативы в отношении законопроектов, касающихся служащих Эдускунты, Регламента Эдускунты, изменений в них, а также представляет законопроекты по другим постановлениям о деятельности депутатов.
§ 35. Комиссии Эдускунты
Эдускунта избирает на весь срок своих полномочий следующие комиссии: Большую комиссию, а также Конституционную комиссию, Комиссию иностранных дел, Финансовую комиссию и другие постоянные комиссии, которые указаны в Регламенте Эдускунты. Кроме того, она может создавать временные комиссии для подготовки или расследования определенных дел.
Большая комиссия состоит из 25 членов. Конституционная комиссия, Комиссия иностранных дел, Финансовая комиссия состоят не менее чем из 17 членов. Другие постоянные комиссии состоят не менее чем из 11 членов. Помимо этого все они имеют необходимое число заместителей.
Комиссии правомочны при наличии не менее двух третей членов, если только не будет определен больший кворум для каких-либо особых дел.
§ 36. Другие органы и представительства, избираемые Эдускунтой
Эдускунта избирает уполномоченных для контроля за правлением Народного пенсионного фонда и его деятельностью в соответствии с более детальными постановлениями закона.
Эдускунта избирает и иной орган, который признается необходимым в соответствии с постановлениями данного Основного закона, какого-либо закона или Регламента Эдускунты.
Постановления о порядке избрания Эдускунтой представителей в органы, которые создаются по международному договору, или в другие международные органы, устанавливаются законом или Регламентом Эдускунты.
§ 37. Выборы в органы Эдускунты
Комиссии и другие органы Эдускунты избираются на первой сессии соответствующего созыва на весь срок полномочий Эдускунты, если только иное не установлено в данном Основном законе, Регламенте Эдускунты или Инструкции для соответствующего органа. Однако Эдускунта может по предложению Совета при председателе вновь переизбрать орган в период своих полномочий.
Выборы в комиссию и другие органы организуются Эдускунтой. Но если Эдускунта не добьется единогласия на выборах, то они формируются на основе пропорционального представительства.
§ 38. Юридический уполномоченный Эдускунты
Эдускунта выбирает сроком на четыре года юридического уполномоченного, а также двух его заместителей, которые должны обладать знаниями в области юриспруденции. В отношении заместителей юридического уполномоченного применяется частично то, что установлено для юридического уполномоченного.
Эдускунта может после образования Конституционной комиссии по заслуживающей уважения причине освободить юридического уполномоченного от его обязанностей до истечения срока его полномочий. Решение должно приниматься не менее чем двумя третями поданных голосов.
§ 39. Вопросы, передаваемые на обсуждение Эдускунты
Дела поступают в Эдускунту путем передачи их Правительством в форме законопроекта или путем внесения депутатского предложения, каким-то иным образом, который определен в данном Основном законе либо Регламенте Эдускунты.
Член Эдускунты имеет право вносить:
1) законодательное предложение, которое содержит соответствующий законопроект;
2) бюджетное предложение, которое содержит проект об ассигнованиях или какое-либо иное решение, предлагаемое включить в бюджет либо дополнительный бюджет, а также
3) предложение, представляющее собой меры по подготовке законопроекта или по принятию каких-либо иных мер.
§ 40. Подготовка дел
Правительственный законопроект, депутатское предложение, подготовленные для Эдускунты отчеты, а также другие дела, которые указаны в данном Основном законе или в Регламенте Эдускунты, должны направляться в комиссии для их окончательного обсуждения на пленарном заседании.
§ 41. Обсуждение на пленарном заседании
Законопроект, а также предложения по Регламенту Эдускунты проходят два чтения на пленарном заседании. Законопроект, который предлагается отложить, или закон, который не был подписан, проходит, однако, лишь одно чтение на пленарном заседании.
Решение на пленарном заседании прннимается большинством поданных голосов, если иное не предусмотрено особо в данном Основном законе. При равенстве голосов вопрос решается жеребьевкой, если только для одобрения проекта не требуется квалифицированного большинства. Более детальные постановления о процедуре голосования содержатся в Регламенте Эдускунты.
§ 42. Функции председателя на пленарном заседании
Председатель созывает пленарное заседание, вносит на обсуждение дела, руководит прениями, а также следит за тем, чтобы при обсуждении дела на пленарном заседании соблюдался Основной закон.
Председатель не вправе отказать во внесении дела на обсуждение или в предложении о голосовании, кроме случая, когда он считает, что нарушается Основной закон либо какой-то иной закон либо решение, которое уже приняла Эдускунта. Председатель должен тогда указать причину отказа. Если же Эдускунта не согласна с мнением председателя, то дело передается в Конституционную комиссию, которая без промедления должна дать заключение о том, было ли правильным мнение председателя.
На пленарном заседании председатель не принимает участия в прениях и голосовании.
§ 43. Интерпелляция
Не менее 20 членов Эдускунты вправе внести интерпелляцию Государственному совету или министру по делу, относящемуся к компетенции Государственного совета или министра. Ответ на интерпелляцию должен передаваться на пленарное заседание Эдускунты в течение 15 дней со времени уведомления о ней Государственного совета.
Если во время прений вносится резолюция недоверия Государственному совету или министру, Эдускунта должна после обсуждения интерпелляции провести голосование по вопросу о доверии.
§ 44. Сообщения и отчеты Государственного совета
Государственный совет может внести в Эдускунту сообщение либо отчет по вопросу, касающемуся государственного управления или международных отношений.
Если во время прений по сообщению вносится предложение о недоверии Государственному совету либо министру, Эдускунта должна после обсуждения сообщения провести голосование по вопросу о доверии. При обсуждении отчета не может приниматься решение по вопросу о доверии Государственному совету либо министру.
§ 45. Вопросы, справки и участники прений
Каждый член Эдускунты имеет право вносить вопросы министру по делам, относящимся к его ведению. Более детальные постановления о внесении вопроса и ответе на него содержатся в Регламенте Эдускунты.
Премьер-министр либо министр по поручению премьер-министра может предоставлять Эдускунте справки по актуальным вопросам.
Прения по актуальным вопросам проводятся на пленарном заседании в соответствии с более детальными предписаниями Регламента Эдускунты.
Эдускунта не принимает решения по вопросам, которые имеются в виду в данном параграфе.
§ 46. Отчеты для Эдускунты
Правительство должно ежегодно представлять в Эдускунту отчет о своей деятельности и о мерах по выполнению решений Эдускунты, а также отчет о распоряжении государственными финансами и выполнении бюджета.
Эдускунта должна получать и иные отчеты в соответствии с предписаниями данного Основного закона, иного закона либо Регламента Эдускунты.
§ 47. Право Эдускунты на получение информации
Эдускунта имеет право получать информацию от Государственного совета, справки, необходимые ей для рассмотрения дела. Тот министр, к ведению которого относится дело, обязан без промедления представить в комиссию или другой орган Эдускунты документы и другие справки, необходимые им и находящиеся в его ведении.
Каждая комиссия имеет право получить от Государственного совета или соответствующего министерства разъяснения по вопросу, относящемуся к ведению комиссии. Комиссия вправе в связи с разъяснением просить высказаться Государственный совет или министра.
Для выполнения своих поручений член Эдускунты имеет право получать от государственного органа имеющиеся у него сведения, которые не составляют тайну и не относятся к проекту государственного бюджета.
В отношении права члена Эдускунты получать информацию по международным делам действуют, кроме этого, нормы, содержащиеся в других частях данного Основного закона.
§ 48. Право министров, а также юридического уполномоченного и канцлера юстиции присутствовать на заседании
Министры имеют право присутствовать и участвовать в прениях на пленарном заседании, даже если они не являются членами Эдускунты.
Министр не может быть членом комиссии Эдускунты. Министр, который согласно § 59 выполняет обязанности Президента Республики, не может одновременно участвовать в работе Эдускунты.
§ 49. Продолжение рассмотрения дела
Когда рассмотрение дела не закончено на сессии, оно продолжается на следующей сессии, если только между ними не проводятся выборы в Эдускунту.
Однако рассмотрение интерпелляций и сообщений Государственного совета не продолжается на следующей сессии. Рассмотрение отчета Государственного совета продолжается только по решению Здускунты.
Рассмотрение международных дел, которые внесены в Эдускунту, может в случае необходимости продолжаться даже на сессии, которая проводится после выборов в Эдускунту.
§ 50. Гласность в деятельности Эдускунты
Пленарные заседания Эдускунты являются открытыми, если только она по какой-либо причине не примет иного решения по определенному вопросу. Эдускунта публикует протоколы Эдускунты в соответствии с более детальными постановлениями Регламента Эдускунты.
Заседания комиссии не являются открытыми. Комиссия может, однако, принять решение о своем открытом заседании с целью получения сведений, необходимых для рассмотрения дела. Протокол комиссии и содержащиеся при этом другие документы являются открытыми, если только иное по важной причине не установлено в Регламенте Эдускунты или если комиссия не примет иного решения по определенному делу.
Члены комиссии должны сохранять такие секреты, которые комиссия по важной причине считает делами, особо опасными для разглашения. При обсуждении международных отношений Финляндии и дел, касающихся Европейского Союза, члены комиссии должны сохранять такие секреты, которые комиссия по иностранным делам или Большая комиссия после заслушивания Государственного совета считает делами взрывоопасными.
§ 51. Языки работы Эдускунты
В работе Эдускунты используется финский или шведский язык.
Документы, необходимые для дел, которые должны передаваться в Эдускунту Правительством или иным государственным органом, передаются на финском и шведском языке. Ответ Эдускунты, ее письма, замечание комиссии и ее мнение, а также письменные предложения Совета при председателе должны в равной мере даваться и на финском, и на шведском языке.
§ 52. Порядок работы Эдускунты,
ее Регламент и инструкции
Порядок проведения сессии Эдускунты, работы ее органов и работы Эдускунты более детально излагаются в Регламенте Эдускунты. Порядок работы должен одобряться на пленарном заседании применительно к рассмотрению законопроекта и публиковаться в “Собрании нормативных актов Финляндии”.
Эдускунта может утверждать Регламент для внутреннего управления Эдускунтой, для проводимых Эдускунтой выборов и для более детального регулирования работы Эдускунты. Кроме того, Эдускунта вправе принимать инструкции для тех органов, которые ею назначаются.
§ 53. Референдум
Решение о проведении очередного совещательного референдума принимается путем закона, который должен содержать постановления о времени проведения референдума и об альтернативных вопросах, предлагаемых участникам референдума.
Постановления о злоупотреблениях при проведении референдума устанавливаются законом.
ГЛАВА 5. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
§ 54. Выборы Президента Республики
Президент Республики избирается путем прямых выборов на шестилетний срок полномочий. Президент должен быть гражданином Финляндии по рождению. Одно и то же лицо не может избираться Президентом более двух сроков полномочий подряд.

Страницы: 1 2 3

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.