ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ОДНОГО ИЗ ДВУХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ ЛИВИИ (В ТРИПОЛИ) ПО СОСТОЯНИЮ НА ФЕВРАЛЬ 2015 ГОДА.
Ассамблея по разработке Конституции
Комитет по подготовке положений о финансовой системе и природных ресурсах
Предложения по разделу «Природные ресурсы»
Эль-Байда, 2014 год
Введение
Земля, все природные ресурсы, находящиеся в почвогрунте, в территориальных водах, континентальном шельфе, эксклюзивные экономические зоны, активы крупных экономических проектов, все природные ресурсы, используемые в целях получения национального дохода, археологические руины и объекты, доходы от использования воздушного пространства над территорией, на которую распространяется суверенитет государства.
РАЗДЕЛ 1. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
Статья (1)
Природное богатство и ресурсы принадлежат ливийскому народу, а государство реализует в их отношении суверенитет от имени народа. Государство должно:
– Охранять, использовать и защищать такие ресурсы;
– Осуществлять надлежащее управление полученными от их использования доходами в соответствии с требованиями национальной экономики и безопасности;
– Управлять такими ресурсами на основании следующих принципов:
• Профессионализм;
• Прозрачность и доступ к информации, обнародование информации, за исключением случаев, предусмотренных законом, соблюдение требований национальной безопасности;
• Контроль и надзор;
• Подотчетность законодательному органу.
Статья (2)
Государство должно управлять такими ресурсами через институты, ответственные за планирование и использование, управление доходами и реализацию контроля и надзора в соответствии с законом.
Институты, ответственные за управление природными ресурсами, должны отчитываться непосредственно перед законодательными и исполнительными органами о проведенных ими мероприятиях и полученных результатах.
Статья (3)
В ходе разработки законов о природных ресурсах законодательный орган может проводить консультации с:
1. соответствующими консультативными органами;
2. исполнительными органами (министерствами и соответствующими институтами);
3. соответствующими общественными организациями.
Законодательный орган также вправе привлекать любых лиц, содействие которых ему необходимо.
Статья (4)
Договора и соглашения об использовании природных ресурсов подлежат рассмотрению и одобрению законодательным органом.
Закон определяет срок действия таких договоров с учетом вида используемых ресурсов. Предоставление права на разработку карьеров и шахт должно быть основано на сборах и лицензиях, а срок их действия определяется законом.
РАЗДЕЛ 2. ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Статья (5)
Управление такими доходами осуществляют инвестиционные фонды и институты в соответствии с законом.
Такие доходы должны распределяться на центральном и децентрализованном уровне.
Доходы от использования ресурсов должны распределяться с учетом следующих принципов:
1. население (демографическая плотность);
2. географическая площадь поверхности;
3. социальная изоляция и бедность;
4. уровень услуг и инфраструктуры;
5. стабильность и возникший демографический вакуум;
6. региональное развитие (развитие регионов);
7. развитие человеческих ресурсов во всех регионах;
8. использование местной специфики.
Распределение десяти процентов доходов от использованных ресурсов для производства в регионах в целях создания альтернативных, национальных и экологически ответственных проектов; а регионы, находящиеся вблизи регионов производства, должны получать три процента доходов.
РАЗДЕЛ 3. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
Статья (6)
Устойчивое и сбалансированное развитие должно обеспечить:
— Освобождение от экономики рантье и создание диверсифицированной экономики;
— Достижение регионального развития;
— Гарантия прав будущих поколений;
— Достижение процветания;
— Обеспечение устойчивых темпов роста, которые гарантируют достойный уровень жизни;
— Сдвиг развития от периферии к центру;
— Производство сырьевых материалов в целях создания добавленной стоимости для экономики;
— Построение диверсифицированной и основанной на конкуренции экономики;
— Достижение сбалансированного развития с учетом экономических, экологических, социальных и культурных параметров;
— Использование местной специфики в управлении ресурсами и производстве оборудования, необходимого в этих целях;
— Использование природных ресурсов в соответствии с законом и в течение ограниченного периода времени с учетом принципа публичности и конкуренции.
РАЗДЕЛ 4. ПРАВА БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ
Статья (7)
1. Распределение части доходов от использования природных ресурсов в интересах будущих поколений;
2. Создание специального фонда для инвестирования таких доходов должно регулироваться законом;
3. Распределение части доходов для инвестиций в развитие молодежи, ее научного и личного потенциала;
4. Распределение части в размере не более пяти процентов от инвестиционных доходов для покрытия правительственных расходов;
5. Обеспечение использования средств из фонда для осуществления внутренних и внешних инвестиций с высокой надежностью и с учетом интересов национальной экономики.
РАЗДЕЛ 5. ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Статья (8)
Защита окружающей среды в пределах границ государства – это национальная обязанность, регулируемая основным законом, который содержит ее определение, уголовные и гражданские нормы для ее защиты, а также перечень институтов, ответственных за ее исполнение на основании международных договоров и соглашений.
Государство должно гарантировать защиту, развитие и использование элементов окружающей среды, а также запретить их уничтожение, загрязнение и использование в порядке, который противоречит их природе, на местном и международной уровне; и государство имеет право определять общественные интересы в любой части территории для их защиты.
Законы, основанные на законе об окружающей среде, должны регулировать защиту сельскохозяйственной земли, лесов, деревьев, дикой природы, водных ресурсов, морских побережий, пустынь и археологических регионов.
Статья (9)
Государство должно защищать и охранять окружающую среду с учетом следующих критериев:
• Достижение баланса между окружающей средой и ее способностью восстанавливаться, с одной стороны, и влиянием человека, с другой стороны;
• Закрепление положений о защите и охране окружающей среды в договорах об использовании природных ресурсов;
• Охрана биоразнообразия и защита его от нанесения вреда и ущерба;
• Охрана растительности, включая леса, пастбища и зеленые насаждения, принятие норм о привлечении к ответственности за нанесение вреда;
• Устранение экологического вреда и выплата компенсаций;
• Законодательство должно принуждать лиц, загрязняющих окружающую среду, устранять нанесенный вред, выплачивать компенсации и восстанавливать окружающую среду до первоначального состояния;
• Закрепление в договорах положений о проведении оценки влияния на окружающую среду и принятие во внимание ее результатов;
• Создание фонда защиты окружающей среды должно частично финансироваться из налогов и сборов, установленных законом;
• Соблюдение технических стандартов, принятых международными организациями.
РАЗДЕЛ 6. ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Статья (10)
Водные ресурсы представляют собой принадлежащее обществу национальное богатство; а государство обязано разрабатывать политику и регулировать использование таких ресурсов в порядке, который обеспечивает справедливое распределение между всеми гражданами, при этом следует охранять и защищать такие ресурсы от нанесения вреда.
Государство должно:
– обеспечивать рациональное использование воды;
– заключать договора, урегулировать споры, контролировать и защищать водоносные пласты, принадлежащие соседним странам на условиях совместной собственности, которые не нарушают прав государства на водные ресурсы;
– предоставлять местным органам через водные компании права участия в управлении, развитии, распределении и использовании водных ресурсов по принципу децентрализации;
– защищать водные ресурсы; государство должно принимать необходимое законодательство для защиты водных ресурсов;
– обеспечивать безопасность водных объектов;
– защищать подземные воды от загрязнения;
– защищать морские и озерные побережья от загрязнения и последствий вредной воды.
Статья (11)
Охрана и максимизация водных ресурсов
— Запрет перекачки воды в источники нефти и газа;
— Принятие необходимых мер для обеспечения водной безопасности;
— Государство должно устранить любые несоответствия в законодательстве;
— Каждый гражданин имеет право на чистую воду.
Статья (12)
Государство должно создать водную компанию, структура которой должна соответствовать географическому разделению водных регионов; и каждый регион должен быть представлен в совете компании.
Статья (13)
Стимулирование научных исследований и создание высококачественных исследовательских центров с целью поиска эффективных водных источников для использования в сфере экономики, сельского хозяйства и пастбищных угодий и обеспечения экономической безопасности.
Новые и возобновляемые источники энергии
Статья (14)
Государство должно осуществлять инвестиции в сферу новых и возобновляемых источников энергии и стимулировать научные исследования в данной сфере, а также строить проекты.
Ресурсы животного мира
Статья (15)
Государство должно принять законодательство о защите животных и использовании животных ресурсов, охране и развитии местных сортов и пастбищ.
Государство должно регулировать животноводческое хозяйство, использование животных в научных экспериментах, а также использование, торговлю и транспортировку животных.
Морские ресурсы
Статья (16)
Государство должно принять необходимое законодательство для управления, эксплуатации, защиты и охраны морских ресурсов, а также должно обеспечить баланс между их способностью к восстановлению и возобновлению и их использованием.
Растительный покров
Статья (17)
– Растительный покров включает все формы природной растительной жизни или лесонасаждений, а также пустынные насаждения и другие массивы, созданные человеком.
– Государство должно обеспечить охрану, защиту и максимизацию растительного покрова, а также его рациональное использование.
– Государство должно принять законодательство, необходимое для соблюдения технических стандартов и международных договоров.
– Защита растительного покрова – это обязанность всех граждан и государства.
– Местные органы должны участвовать в управлении, защите и планировании.
РАЗДЕЛ 7. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РУИНЫ И ОБЪЕКТЫ
Статья (18)
Ниже приведены объекты национального богатства:
— Археологические руины и объекты, традиционные здания, археологические и исторические города, имеющие такой статус согласно закону;
— Монеты, манускрипты и документы;
— Объекты художественной природы, редкие естественные образования и природные заповедники;
— Все формы культурного наследия.
Статья (19)
Территория государства разделена на археологические регионы, управляемые научным органом, обладающим общими полномочиями. Его структура управления включает представителей региона, а также Совет по античности, который несет ответственность за совместное управление и надзор в соответствии с законом.
Статья (20)
Государство должно:
— охранять, защищать, восстанавливать и инвестировать в археологические руины и объекты, а также предотвращать нанесение им вреда;
— регулировать эксплуатацию и разработку месторождений;
— обеспечить возврат античных артефактов, которые были получены в собственность незаконным способом на территории страны и за ее пределами в сотрудничестве со всеми соответствующими сторонами посредством компенсации, разработки месторождений или судебных разбирательств;
— запретить нанесение вреда таким ресурсам или торговлю ими. Такие действия считаются преступлениями без срока давности, а иски, связанные с ними, считаются исками публичного права;
— запретить их обмен и представление в качестве подарка;
— использовать их в соответствии с законом.