Основы конституционного права Афганистана

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН
ВВЕДЕНИЕ
афганистан конституционный религиозный правовой
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие конституционного законодательства Исламской Республики Афганистан имеет большое политическое, научное и практическое значение, так как является одной из главных проблем в юридической науке афганского государства, ее изучение представляется особенно актуальным в связи с политическими событиями, происходящими в Афганистане и в мире. Изучение государственно-правовых институтов Афганистана в их историческом развитии обусловлено тем, что в этой стране происходят динамичные процессы, которые во многом сходны по своему содержанию с реформами, осуществляемыми нашей страной.
В Афганистане столкнулись интересы многих государств и транснациональных корпораций в борьбе за доминирование в Центральной и Южной Азии. Афганистан перестает быть буферной зоной и превращается в самостоятельного игрока на Среднем Востоке. Афганистан – страна особая. Начиная с XVII в. от набегов афганцев трепетала вся Центральная Азия. Афганская гвардия обеспечивала военную мощь Кокандского ханства. Афганистан выдержал все колониальные войны европейских государств и остался неприступной твердыней. Даже Британская империя, завоевав полмира, потерпела в Афганистане позорное поражение. Провалом закончился и ввод советских войск в Демократическую Республику Афганистан.
Образование и становление национальной государственности Афганистана показывает все особенности и противоречия, которые проявились в социально-экономической и политической истории афганского государства. Объективный взгляд, как на реальность, так и на исторические традиции Афганистана, особенности его государственно-правового развития, еще раз подтверждает мысль о том, что развивающиеся страны являются особым феноменом, который демонстрирует многовариантный путь развития.
В советской юридической науке длительное время опыт развивающихся стран либо игнорировался, либо к правовой действительности подходили с политико-идеологических позиций. Пришло время изучить собственно государство и право развивающихся стран, в том числе и Афганистана, при этом помня об особенностях этой страны, ее культурной среде, в которой развивается право. Актуальное значение изучение традиций и современности в государственно-правовой действительности Афганистана, влияние этих вопросов на политическую стабильность государства имеет не только для развивающихся стран, но и для сегодняшнего правового развития нашей страны.
При размышлении о судьбе афганского государства стимулируется взгляд на внутренние и внешние политические проблемы нашей страны в контексте меняющихся отношений между государствами, фундаментальных сдвигов, которые происходят в целом в мире. Происхождение и развитие конституционного законодательства Афганистана дает возможность проследить общее и особенное в конституционном праве Афганистана, основные тенденции, которые характеризуют его политико-правовое развитие.
Исследование этих проблем представляется актуальным сегодня, когда перед Афганистаном встают сложные задачи создания модели государственности, способствующей национально-территориальной интеграции, отражающей реальный баланс политических сил в стране и, в конечном итоге, содействующей стабильному социальному развитию страны. Опыт конституционного развития в Афганистане дает нам возможность проследить путь развития афганской государственности в XX веке, выявить его альтернативы, а также прогнозы вероятных процессов на современном этапе.
Конституция является системой правовых норм, которые имеют высшую юридическую силу и регулируют отношения, с одной стороны, между человеком и обществом, с другой стороны, человеком и государством, а также основы организации государства. Любое государственно-правовое явление, в том числе и становление конституционного законодательства афганского государства, можно познать только изучая этапы его развития, анализируя положительные и отрицательные стороны прошлого, определяя пути дальнейшего совершенствования конституционного строя страны. Исходя из этого, прежде всего, следует выявить предпосылки конституционных реформ, обстоятельства, которые влияют на подготовку, принятие, а также порядок изменения Конституции Исламской Республики Афганистан.
В основных законах отражаются сложные и многообразные процессы, которые протекают в обществе, взаимодействие различных социальных факторов – политических, экономических, идеологических; формы и методы управления государственными и общественными делами. Со времени провозглашения в 1919 г. независимости Афганистана было принято пять постоянных и одна временная Конституция страны. Считается, что Конституция должна быть стабильной, рассчитанной на исторически определенный период, продолжительность которого зависит от того, насколько интенсивно протекает социально-экономическое и политическое развитие государства и общества.
Срок действия и стабильность Конституции афганского государства также определяются достаточно быстрой сменой этапов общественно-политического развития. Можно заметить, что Конституцию афганского государства разрабатывали и принимали не в виде абстрактной правовой Конституции, которая оторвана от реальных социальных проблем, а учитывая их прямое воздействие, для их решения.
У Исламской Республики Афганистан своя история и современные взаимоотношения с внешним миром. Афганистан неразрывно связан с мусульманским миром, в котором активно проходят процессы осмысления перспектив исламской цивилизации и её проявлений. В истории народов афганского государства широкое развитие получил шариат – свод законов мусульман.
В связи с этим одной из актуальных задач представляется глубокое изучение и освоение национально-культурных и правовых ценностей прошлого. Большой вклад в развитие исламской правовой школы фикха и шариата внесли афганские исламские богословы и знатоки мусульманского права (факихи). Благодаря их усилиям исламские правовые традиции, основные правовые воззрения ислама являются неотъемлемой частью духовного наследия народа Афганистана.
Широко распространенное в Афганистане мусульманское право – фикх – можно назвать наиболее ценным приобретением народов Востока и правовой культуры ислама. В мусульманском праве широко регламентируются как религиозно-правовые проблемы, так и образ жизни каждого мусульманина.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного законодательства Республики Афганистан.
Предметом исследования являются нормы конституционного права, регламентирующие государственный строй Исламской Республики Афганистан.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей конституционного права Исламской Республики Афганистан.
Для выполнения этой цели были поставлены следующие взаимосвязанные задачи.
1. Изучить эволюцию конституционного законодательства республики Афганистан.
2. Охарактеризовать Конституцию Афганистана в Республиканский период.
. Исследовать структуру органов государственной власти в Исламской Республике Афганистан.
. Дать конституционно-правовую характеристику политической и правовой системы Афганистана.
. Рассмотреть влияние религиозных источников права на правовую систему Исламской Республики Афганистан.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, объединяющих пять параграфов, заключение, список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи. В первой главе рассматривается история развития конституционного законодательства Исламской Республики Афганистан. Во второй главе работы исследуется вопрос государственного строя Исламской Республики Афганистан. В заключении подводятся общие итоги.
I. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН
1.1 Эволюция развития конституционного законодательства Республики Афганистан
За период немногим меньше одного века Афганистан переживает достаточно сложную и временами трагическую историю. Здесь и борьба за королевский трон, и перевороты, которые приводили к смене государственного строя, желание быстро вывести страну на уровень развитых социально-экономических отношений и попытка превращения страны «в центр радикально-клерикального исламского фундаментализма».
Так или иначе, все это отражается в документах, которые регламентируют на протяжении истории отношения в обществе, в том числе и в Конституции. Известно, что понятие Конституции оформилось в процессе буржуазных резолюций, а сам термин применяли еще во времена феодализма, однако у него было другое содержание. Государствоведы определяли Конституцию ХVIII века как «моральную основу хорошо организованного порядка», «торжественную манифестацию социального согласия», «идеальное соглашение социальных сил».
Конституцию XIX столетия определяли как «меру мирного компромисса и политических сдвигов». Юристы считали, что основное назначение Конституций в том, что они «могли быть использованы либо для кодификации разумного, прогрессивного и политического порядка, либо для того, чтобы отрубить охоту злоупотреблять политической властью». В XX столетии многими государствоведами основное назначение Конституций виделось в том, что они «регулируют деятельность государственных органов».
Из мировой практики государственно-правового строительства можно видеть, какое большое значение на разных этапах развития имеет научная теория конституций, которая является составной частью науки конституционного (государственного) права. Под влиянием принципов конституционализма формируются и развиваются нормы конституций, устанавливаются основы общественного и государственного строя, определяется система прав и обязанностей граждан и их взаимоотношения с обществом и государством, вырабатываются формы осуществления суверенитета, создаются и совершенствуются системы государственных органов.
Наука конституционного (государственного) права афганского государства возникает с образованием независимого государства Афганистан и появлением первых государственно-правовых актов. Конституция афганского государства, как и все конституции мира, является объектом изучения не только науки конституционного права, но и большей части юридических дисциплин. Однако только для государственного права Конституция является предметом специального исследования.
В качестве основных предпосылок возникновения Конституции афганского государства можно назвать:
возникновение института Джирги как основного института обычного права, которое оказало влияние на формирование государственности Афганистана;
возникновение в Афганистане в начале XX в. движения реформаторства, боровшегося за ликвидацию абсолютистской формы правления и принятие Конституции, а также за провозглашение независимости страны;
влияние первой русской революции 1905-1907 гг., Октябрьской революции 1917 г., появление первой Конституции РСФСР 1918 г. и Конституций в Турции 1921 г. и Иране 1911 г.;
приход к власти в 1919 г. Амануллы-хана, который являлся сторонником и активным участником реформаторского движения, а также провозглашение независимости Афганистана в 1919 г.
После того, как в 1919 г. была завоевана политическая независимость, изменяются цели и формы борьбы прогрессивных сил Афганистана, главная задача данного периода заключается в преодолении социально-экономической, политической и культурной отсталости и укреплении политической независимости.
В реформаторской деятельности правительства Афганистана важным звеном стала разработка и принятие первой Конституции независимого афганского государства. Основной закон об управлении Афганистана, который был принят в 1921 г., является, по сути, первым конституционным актом в истории афганского государства. В нем закрепляется структура и функции центральных и местных органов власти и управления Афганистана. На его основе создается первый в истории афганского государства полупредставительный орган – Государственный совет, который наделен законодательными функциями.
Основной закон об управлении Афганистана имеет важное историческое значение, так как впервые оформляет зачатки конституционных форм правления – появляются первые органы власти – Совет Министров и Государственный совет. Событием исторического значения в жизни афганского государства становится разработка и принятие первой Конституции в 1923 году, или, как провозглашалось официально, «Основного Закона высокого государства Афганистана».
При анализе структуры и содержания Конституции 1923 г. можно прийти к выводу, что у этой Конституции есть как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным чертам можно отнести то, что впервые юридически оформлялась государственность Афганистана; отменялось рабство в стране, запрещались пытки и наказания, провозглашались основные права и свободы граждан: свобода слова, свобода выбора религии, неприкосновенность жилища и переписки; равноправие всех граждан перед законом и право всех без исключения граждан на труд; обязательность начального образования и т.д. Первая Конституция закрепляет основы судебной власти, провозглашает независимость судей и обязательность проведения открытых судебных заседаний. В Конституции содержатся положения по ее защите.
К отрицательным сторонам практики реализации афганской Конституции 1923 года можно отнести:
быстрый отход на практике от принципов конституционного движения в Афганистане, которые провозглашались;
практически эмир наделялся такими широкими полномочиями, способствующими его превращению в абсолютного диктатора;
отсутствие четкого определения полномочий основных государственных органов (Государственного совета, Совета Министров и суда) отрицательно влияло на осуществление государственной власти. Кроме того, в Конституции не устранялось безграничное влияние феодалов на государственные структуры, в результате чего последние не были заинтересованы в том, чтобы проводились прогрессивные реформы в Афганистане;
закрепление положений в Конституции, которые касались имущественного и подоходного налога, равенства всех племен и наций; создания условий для участия всех граждан в управлении государством и других оказались чисто формальными и не были реализованы на практике.
Несмотря на то, что большинство статей Конституции Афганистана 1923 г. имели декларативный характер, она впервые «наиболее полно выразила и юридически оформила в основном прогрессивные идеи и установки младоафганского движения». Исходя из этого, можно заметить, что многие положения этого документа сохранили свою актуальность и жизненную силу до сегодняшнего дня.
Несмотря на то, что политика младоафганцев имела прогрессивный характер, ухудшилось экономическое положение крестьян, что привело к антиправительственным выступлениям. В конце 20-х годов постоянная борьба с оппозицией привела к тому, что младоафганское правительство было свергнуто, в стране установился открыто теократический реакционный режим во главе с Бачаи Сакао (Хабибулла). Все реформы младоафганского правительства были отменены, реставрировались многие феодальные институты, которые отбросили афганское государство на несколько десятилетий назад.
Поэтому не вызывает удивления тот факт, что вскоре режим Бачаи Сакао был свергнут, к власти пришел основатель новой королевской династии Мохаммед Надир-хан. «В ноябре 1929 г. Надир-хан предложил новую правительственную программу, выражавшую прежде всего интересы реакционной части духовенства. При этом устанавливалось, что ни одно мероприятие правительства не должно противоречить предписаниям священной религии ислама и само правительство обязывалось управлять делами государства на основе ислама».
В программе были определены задачи правительства, особенно Министерства юстиции, по наблюдению за тем, чтобы постоянно и неукоснительно применялись нормы шариата в решении всех государственных дел. Другим правовым актом правительства Надир-хана явилось Положение о Совете улемов, в котором предусматривалось создание религиозного органа – Совета улемов, обеспечивающего возрождение священного учения Ислама и прогресс религии мусульман в Афганистане. «Совет улемов наделялся широкими государственно-правовыми полномочиями, он регулировал работу всего государственного аппарата страны, одобрял кандидатуры чиновников государственного аппарата, под его контролем находились наука, культура, образование и печать, толкование законов».
В 1931 г. принимается вторая по счету Конституция афганского государства, которая содержала 110 статей, при этом почти в половине статей практически воспроизводились положения Конституции 1923 г., которые дополнялись ссылками на нормы ислама и шариата. В определенном смысле, думается, Конституцию 1931 г. можно считать вторым, ухудшенным вариантом Конституция 1923 г. В Конституция 1931 г. впервые закреплялось создание двухпалатного парламента. Однако Национальный совет не играл заметной роли в осуществлении государственной власти, так как в соответствии с ее положениями «вся власть практически была сконцентрирована в руках главы государства – шаха».
Анализируя структуру, содержание и принципы Конституции 1931 г, можно прийти к выводу, что основное достоинство Конституции 1931 г. заключается в создании первого двухпалатного представительного органа – Национального совета страны. Шестидесятые годы в Афганистане можно охарактеризовать активными политическими выступлениями народных масс, возникновением политических и общественных движений, выдвигающих требования о том, что необходимо провести конституционные реформы, в том числе – принять новую, более демократическую Конституцию.
Результатом этих выступлений явилась третья по счету Конституция Афганистана 1964 г., которая включала преамбулу, одиннадцать глав и 128 статей. В положениях этой Конституции практически подтверждается конституционно-монархический строй Афганистана, предоставление шаху верховных полномочий в области исполнительной, законодательной и судебной власти. Прогрессивным явлением было «предоставление гражданам Афганистана права на создание политических партий и общественных организаций». Кроме того, впервые за всю историю конституционного развития Афганистана институт Лоя Джирги получил свое конституционное закрепление в пятой главе Конституции. Представляется особенно важным положение об отделении династии Надир-шаха от государственного управления.
В Конституции 1964 года одновременно с положениями о государственной религии, правах немусульманских народов и равноправии всех народов, появились новые положения относительно афганской нации. В частности, в статье 1 указывалось на то, что Афганистан является конституционно-монархическим, независимым, единым и неделимым государством. Национальный суверенитет Афганистана принадлежит нации. Нация Афганистана состоит из всех лиц, имеющих в соответствии с предписаниями Закона подданство афганского государства. Каждый из данных лиц является «афганцем».
Другое важное нововведение касалось официальных языков Афганистана. В статье 3 указывалось, что из всех языков, которые распространены в Афганистане, официальными языками считаются пушту и дари. Известным фактом является, что в 1936 году государственным языком Афганистана провозглашался пушту. Правящие круги Афганистана рассчитывали, что, если повысить статус языка пушту, это активизирует общественную и культурную жизнь афганцев, ликвидирует неграмотность и будет способствовать развитию просвещения. С другой стороны, политика внедрения повсеместно языка пушту должна была решить задачу создания «единой афганской нации».
На рубеже 30-х – 60-х гг. вопрос о судьбе языков, которые были распространены в Афганистане, был наиболее обсуждаемым на страницах газет и журналов, в дальнейшем он стал предметом острой полемики между учеными, политиками, деятелями культуры и депутатами парламента. При этом главными вдохновителями идей «афганства» были шовинистические круги, в которых одновременно отрицался многонациональный характер населения и культурное наследие страны. В этом отношении признание в качестве официального языка дари явилось большим успехом неафганских народов.
После реформы 1963-1965 гг. новыми конституционными нормами предусматривалось расширение полномочий парламента и гражданских прав населения, разрешалось создавать политические партии и общественные движения. Конституцией декларировалась свобода мысли и слова, а также право на создание политических партий, деятельность которых не противоречила положениям основного закона. В данной Конституции более широко были представлены гражданские права и обязанности. Сравнивая Конституцию 1964 года с ранее принятыми конституциями страны, можно отметить, что она была наиболее передовой и демократической конституцией.
В Конституции 1964 года провозглашалось, что все граждане страны равны, независимо от того, какая у них национальная, религиозная и политическая принадлежность. В то же время, несмотря на то, что основные свободы и права граждан были провозглашены во всех конституциях, приятых со времен Амануллы-хана, положение многих народов неафганского происхождения неизменно оставалось тяжелым в долгий исторический период. Главная причина состояла в том, что не были признаны права этнических групп, отсюда подобные декларации являлись пустой фразой, так как индивидуальные права не могут быть осуществлены без признания групповых прав.
При анализе политической активизации этнических групп после того, как была принята Конституция Афганистан 1964 года, можно отметить, что она способствовала выдвижению некоторых проблем, которые относились к национальному вопросу. Социальной основой этих движений являлся переход к капиталистическим отношениям, продолжавшийся во второй половине ХХ столетия.
Концепция национальной политики, которая законодательно закреплена Конституцией 1964 года и осуществлена в Афганистане в 60-е годы, безусловно, отвечала интересам правящих кругов страны. Суть данной политики была заключена в необходимости достичь национального единства, пропагандируя общность исторических судеб всех этносов страны, формальное равенство их перед законом, общность наследи культуры, ответственность всех народов за то, чтобы сохранить единую и неделимую территорию Афганистана.
На этот процесс большое воздействие оказывал фактор единства религиозной общности, объединяющей разнородное в идеологическом плане население. Это в свою очередь сдерживало в определенной степени рост национального самосознания народов. Многими исследователями в Афганистане признается, что, с точки зрения уровня поступательного развития страны, самим безрезультатным был период правления М. Дауда.
Смена монархического строя на республиканский многими рассматривается как переход к диктатуре. В политической жизни общества остановился процесс движения в сторону демократизации и участия разных слоев общества в управлении государством, которое осуществлялось не в рамках закона, а административно-командными методами. Данное положение было не только после переворота 1973 года, но и после того, как была принята Конституции 1977 года.
1.2 Характеристика Конституции Афганистана в Республиканский период
В июле 1973 г. в афганском государстве происходит антимонархический переворот, в результате монархия ликвидируется, а Афганистан объявляется Республикой. При подготовке и осуществлении антимонархического переворота активное участие принимают сторонники НДПА. Задачи вновь образованного высшего органа государственной власти – Центрального Комитета Республики Афганистан – являются:
издание законов и декретов;
утверждение государственных планов экономического и социального развития Республики Афганистан;
утверждение основных направлений внутренней и внешней политики Республики Афганистан;
утверждение государственного бюджета Республики Афганистан и т.д.
В первые месяцы после ликвидации монархии республиканское правительство осуществляет мероприятия в социально-экономической сфере: принимает меры по борьбе со взяточничеством, коррупцией, контрабандой; объявляет планы по разработке нового трудового законодательства; осуществляет некоторые меры по улучшению положения рабочих и мелких служащих. «В 1975 г. принимается Закон о земельной реформе, делаются попытки реформировать систему образования, создается Национальное управление по ликвидации неграмотности, все частные школы ставятся под контроль государства».
По мере политической стабилизации режима усиливаются личные позиции М. Дауда и его сторонников в период с июля 1973 по апрель 1978 гг., которые заняли основные посты в государственном аппарате: главы государства, премьер-министра, министра иностранных дел и министра обороны. Это позволило М. Дауду получить поддержку в различных слоях общества. Первая Республиканская Конституция Афганистана была принята в январе 1977 г. на заседании Лоя Джирги. Конституция 1977 г. состояла из предисловия, 13 глав, 136 статей и закрепила следующие основные положения:
республиканскую форму правления;
статус нового главы государства – Президента;
закрепила однопартийную систему и запрещала создание иных общественных организаций и политических партий;
изменила систему, структуру и компетенцию высших органов государственной власти.
Известный афганский государственный деятель и исследователь М.М.С. Фарханг по поводу принятия новой конституции отмечал: «Этот Основной закон, как и сам режим, принявший его, по сущности своей был сложным и противоречивым». Большая часть положений конституции, особенно положения касающиеся прав и свобод граждан, были заимствованы из Конституции 1964 года. Конституция 1977 года, формально признавая демократический принцип, в действительности решительно отвергала создание независимых законодательных и судебных органов. Важнейшие функции в государстве были сосредоточены в руках Президента страны, полномочия которого были шире, чем у бывшего короля Афганистана. Это сводило на нет все преимущества новой конституции.
Несмотря на это, в данный период была проделана большая работа по разработке и принятию новой Конституции страны, которая была утверждена в феврале 1977 года. Были внесены изменения в определение конституционного строя страны. В конституции были закреплены изменения, которые происходили в политической жизни Афганистана после прихода к власти М. Дауда в 1973 году. В ст. 20 главы «Государство» утверждалось, что Афганистан – это республиканское, демократическое, независимое, единое и неделимое государство.
Статья 21 Конституции, в которой говорилось о национальной власти, также была изменена: в ней утверждалось, что государственная власть в Афганистане принадлежит народу. Были оставлены без изменения положения об «афганской нации» (ст. 21), о государственной религии и правах последователей других религий (ст. 22) и об официальных языках (ст. 23), которые были закреплены в принятых раньше конституциях страны.
К объективным причинам совершения Апрельской революции 1976 г. можно отнести:
. Установление в соответствии с Конституцией 1977 г. авторитарного режима.
. Запрещение деятельности политических партий и общественных организаций и создание однопартийной системы в Республике, что вызвало недовольство со стороны большинству оппозиционных партий.
. Действия оппозиции, в конечном счете, привели к убийству одного из руководителей НДПА и аресту 26 апреля 1978 г. большинства ее руководителей.
апреля 1978 г. Вооруженные силы страны выступили против правительства М. Дауда и совершили Апрельскую революцию. В результате падения правительства к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана. После победы Апрельской революции провозглашается создание Демократической Республики Афганистан, формируется Революционный совет ДРА, а 29 апреля 1978 г. Декретом Революционного совета приостанавливается действие Конституции 1977 года.
В мае 1978 г. Революционный совет ДРА принял новый конституционно-правовой акт под названием «Основные направления революционных задач ДРА». Этот документ состоял из краткого предисловия, двух частей. 30 пунктов и устанавливал основные функции Революционного совета и Правительства ДРА. В предисловии определялись основные цели и задачи Апрельской революции, роль НДПА как авангарда рабочего класса и всех трудящихся страны, указывалось, что «до принятия новой Конституции следует опираться на положения «Основных направлений революционных задач ДРА».
В первой части документа намечались основные мероприятия по осуществлению внутренней политики правительства, во второй части – внешней политики. Конституционное значение имели и другие декреты Революционного совета ДРА: Декрет об отмене ростовщической задолженности крестьян; Декрет о земельной реформе.
Можно отметить, что данные конституционно-правовые акты не могли заменить Конституцию. 1 октября 1979 г. создается специальная комиссия для разработки нового проекта Конституции ДРА, однако работа над проектом затруднялась из-за нестабильности политической обстановки, разногласий партийных лидеров в НДПА, вооруженных переворотов в течение сентября-декабря 1979 г. и смены руководителей страны (Тараки, Амин, Кармаль).
апреля 1980 г. руководство Б. Кармаля приняло конституционно-правовой акт «Основные принципы ДРА», который затем был утвержден Революционным советом. «Основные принципы ДРА» состояли из предисловия, 10 глав, 68 статей. Этот конституционно-правовой документ отличался по объему, содержанию и структуре от «Основных направлений революционных задач ДРА» 1978 г. Однако этот документ также носил временный характер.
Анализируя «Основные принципы ДРА» можно сделать вывод, что «Основные принципы ДРА»:
во-первых, практически узаконивают тоталитарный режим в стране;
во-вторых, закрепляют монополию одной правящей политической партии;
в-третьих, существование однопартийности, в конечном итоге, приводит к преобразованию НДПА в правящую партию;
в-четвертых, проведенные преобразования в государственном аппарате не создали ни в центре, ни на местах эффективного механизма государственной власти.

Страницы: 1 2 3 4

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.