Конституция Венесуэлы 1999

КОНСТИТУЦИЯ
БОЛИВАРИАНСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
ВЕНЕСУЭЛА
от 30 декабря 1999 года

(печатается с сокращением)

Преамбула
Народ Венесуэлы в осуществление своей власти, созданной и взывающей к заступничеству Бога, основываясь на идеалах Симона Боливара, помня о ге¬роизме и самопожертвовании латиноамериканских народов в борьбе за свободу и независимость родины;
с высокой целью преобразовать Республику, установив демократическое, представительное, народное, многоэтническое и многокультурное общество в правовом, федеральном и децентрализованном государстве, которое отстаи¬вает ценности свободы, независимости, мира, солидарности, благосостояния, территориальной целостности, существования и верховенства закона для нынешних и будущих поколений, гарантирует право на жизнь, труд, культуру, образование, социальную справедливость и равноправие без какой-либо дискриминации и подчинения;
в целях мирного сотрудничества между народами, развития и укрепления латиноамериканской интеграции в соответствии с принципом невмешательства и самоопределения народов, гарантии всеобщности и неотчуждаемости прав человека, демократизации международного сообщества, ядерного, разоружения, поддержания экологического равновесия и благоприятной окружающей среды как общего и неотъемлемого достояния всего человечества; в осуществление полномочий, предоставленных Национальной ассамблеей, образованной путем свободного голосования на демократическом референдуме, принимает следу¬ющую Конституцию:
Раздел I
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Статья 1
Боливарианская Республика Венесуэла является свободной и независимой и объявляет высшими ценностями свободу, равенство, справедливость и мирное сосуществование между странами согласно учению Симона Боливара, Освобо¬дителя.
Неотъемлемыми правами нации являются независимость, свобода, сувере¬нитет, неприкосновенность, территориальная целостность и национальное само¬определение.
Статья 2
Венесуэла представляет собой демократическое и социальное государство, основанное на принципах права и справедливости, которое утверждает в качестве наивысших ценностей жизнь, свободу, справедливость, равенство, общность ин¬тересов, демократию, социальную ответственность, и в общем плане главенству¬ющее значение прав человека, нравственные принципы и политический плю¬рализм.
Статья 3
Важнейшими задачами государства является защита и развитие личности, уважение ее достоинства, демократическое осуществление воли народа, по¬строение справедливого и миролюбивого государства, обеспечение процветания и благосостояния народа, гарантии осуществления основных прав и свобод, за¬крепленных в настоящей Конституции. Обучение и труд являются фундамен¬тальными условиями достижения указанных целей.
Статья 4
Боливарианская Республика Венесуэла — федеративное государство в соот¬ветствии с положениями, закрепляемыми настоящей Конституцией, руковод¬ствующееся принципами территориальной целостности, сотрудничества, соли¬дарности, взаимопомощи, взаиморасположения и поддержки.
Статья 9
Официальным языком является кастильский язык. Языки индейских наро¬дов также официально используются ими и должны уважаться на всей террито¬рии Республики как культурная ценность нации и всего человечества.

Раздел II
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ
Глава I
ТЕРРИТОРИЯ И ДРУГИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВА
Статья 10
Территория и другое географическое пространство Республики составляет то, что включало в себя Генеральное Капитанство Венесуэлы до политических изменений, начатых 19 апреля 1810 года, с изменениями, ставшими результатом договоров и арбитражных решений, не аннулированных по основаниям недей¬ствительности.
Статья 11
Суверенитет Республики распространяется на континентальное и островное пространство, озера и реки, территориальное море, внутренние воды, истори¬чески и жизненно необходимые и включающие береговые линии, установлен¬ные Республикой; поверхность почвы и все находящееся под ней; воздушное континентальное пространство, прибрежное и морское, а также ресурсы, находя¬щиеся в них, включая и возможные месторождения, в том числе мигрирующие воды, производимые ими продукты и их неприкосновенные компоненты, кото¬рые по природным причинам могут там оказаться. Прибрежное пространство Республики включает в себя архипелаг Лос-Монхес, архипелаг Лас-Авес, архи¬пелаг Лос-Рокес, архипелаг Ла-Орчила, остров Ла-Тортуга, остров Ла-Бланкилла, архипелаг Лос-Эр-манос, острова Маргарита, Кубагуа и Коче, архипелаг Лос-Театигос, остров де Патос и остров де Авес и, кроме того, острова, скалы и отмели, расположенные или выступающие на поверхности территориального моря, которое покрывает континентальную платформу или находится в грани¬цах исключительной экономической зоны. Над пространством, образованным примыкающей морской зоной, континентальной платформой и исключитель¬ной экономической зоной, Республика осуществляет суверенные права и юрис¬дикцию в порядке, определяемом нормами международного права и национальным законодательством. Республика осуществляет свои права в космическом пространстве и в тех зонах, которые являются или могут являться общим до¬стоянием всего человечества в порядке, определяемом международными дого¬ворами и национальным законодательством.
Статья 12
Горные и углеводородные месторождения, имеющие природный характер, находящиеся на национальной территории, под дном территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальной платформе, при¬надлежат Республике, являются ее собственностью и поэтому неотчуждаемы и неотъемлемы. Морские берега также являются собственностью государства.
Глава II
О ПОЛИТИЧЕСКОМ ДЕЛЕНИИ
Статья 16
С целью организации политико-территориального деления Республики ее национальная территория состоит из штатов, столичного района, районов фе¬дерального подчинения и федеральных территорий.
Территория состоит из му¬ниципий. Политико-территориальное деление регулируется органическим за¬коном, который гарантирует муниципальную автономию и политико-адми¬нистративную децентрализацию. Этот закон может предусматривать создание федеральных территорий в определенных районах штатов, что должно быть утверждено путем народного референдума, проводимого в соответствующей местности. Специальный закон может предоставить федеральной территории статус штата, закрепив за ней полностью или частично соответствующую терри¬торию.
Статья 17
Районами федерального подчинения являются морские острова, не вклю¬ченные в территорию какого-либо штата, а также острова, которые сформиро¬вались или появились в территориальном море или в той его части, которая по¬крывает континентальную платформу. Их правовой статус и порядок управления устанавливаются законом.
Статья 18
Город Каракас является столицей Республики и месторасположением орга¬нов национальной власти. Положения этой статьи не препятствуют осуществлению национальной власти на других территориях Республики.
Специальный закон устанавливает политико-территориальное устройство города Каракаса, которое включает в себя муниципальное управление двух уров¬ней — муниципии столичного района и соответствующие муниципии штата Ми¬ранда. Указанный закон устанавливает их организацию, управление, админи¬стрирование, полномочия и ресурсы, необходимые для гармоничного и целост¬ного их развития. В любом случае законом гарантируется демократический характер управления, основанный на принципах равноправия.
Раздел III
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, ГАРАНТИИ И ОБЯЗАННОСТИ
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 19
Государство гарантирует каждому человеку без какой бы то ни было дискри¬минации последовательное соблюдение и осуществление прав человека на принципах их неотъемлемости, неделимости, взаимозависимости. Органы госу¬дарственной власти обязаны уважать и соблюдать эти права в соответствии с Конституцией, подписанными и ратифицированными Республикой между¬народными договорами по правам человека и законами, принятыми в их развитие.
Статья 20.
Каждый имеет право на свободное развитие своей личности без ограничений, за исключением тех, которые затрагивают права других лиц, а также социальный и общественный порядок.
Статья 21.
Все люди равны перед законом, и в силу этого принципа:
1) запрещается дискриминация по признаку расы, пола, религиозных убеж¬дений, социального положения или иных обстоятельств, которая в целом имеет целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав и свобод каждого человека;
2) законом гарантируются юридические и административные условия, обес¬печивающие реальное и эффективное осуществление принципа равенства перед законом; принимаются меры позитивной дискриминации в интересах лиц или групп лиц, которые могут стать жертвами дискриминации, обездоленности или оказаться в уязвимом положении; обеспечивается особая защита лиц, которые по какой-либо из вышеуказанных причин находятся в явно уязвимом положе¬нии, и караются противозаконные действия или злоупотребления в отношении этих лиц;
3) в качестве официальной формы обращения признаются только «граж¬данин» или «гражданка»; исключения составляют формулы дипломатического этикета;
4) не признаются дворянские титулы и наследственные знаки отличия.

Статья 22
Провозглашение прав и гарантий, закрепленных в Конституции и в между¬народных договорах по правам человека, не должно толковаться как непризна¬ние других прав, которые, будучи присущими человеческой личности, не нашли в них отражения в форме четко сформулированных норм. Отсутствие закона, регламентирующего осуществление этих прав, не может иметь своим следствием их умаление.
Статья 23
Подписанные и ратифицированные Венесуэлой международные договоры, пакты и конвенции по правам человека имеют статус конституционных норм и превалируют во внутригосударственном законодательстве, если в них содер¬жатся нормы, предусматривающие более благоприятный режим соблюдения и осуществления прав человека, по сравнению с теми нормами, которые уста¬навливаются Конституцией Республики, и они могут непосредственно и на¬прямую применяться судами и другими органами государственной власти.
Статья 24
Никакой законодательный акт не имеет обратной силы, за исключением тех, которые смягчают наказание. Процессуальные законы применяются с момента их вступления в силу, в том числе по делам, которые находятся в производстве; но в уголовном процессе представленные доказательства оцениваются с точки зрения благоприятствования обвиняемому в соответствии с действующим законом с даты, с которой закон был одобрен. В случае возникновения сомнений применяется норма, которая благоприятствует обвиняемому.
Статья 25 .
Любой акт исполнительной власти, нарушающий или ущемляющий права, гарантированные по Конституции и закону, признаются недействительными, а санкционируэщие или обеспечивающие его исполнение государственные должностные лица привлекаются, соответственно, к уголовной, гражданской или административной ответственности, причем их действия не могут оправдываться соображениями высшего порядка.
Статья 26
Каждый человек имеет право обращаться в органы отправления правосудия в порядке отстаивания своих прав и интересов, будь то коллективных и индиви¬дуальных; на их эффективную защиту и оперативное вынесение соответству¬ющего решения.
Государство гарантирует бесплатное, беспрепятственное, беспристрастное, надлежащее, транспарентное, самостоятельное, независимое, надежное, спра¬ведливое и оперативное судебное разбирательство без каких-либо необоснован¬ных задержек, ненужных формальностей или отсрочек.
Статья 27
Каждый человек имеет право на защиту со стороны судов в интересах осу¬ществления конституционных прав и гарантий, которые, будучи присущими человеческой личности, не нашли четкого отражения в Конституции или между¬народных договорах по правам человека. Судебное разбирательство, возбуждаемое на основе конституционной процедуры amparo, является устным, открытым, оперативным, бесплатным и проводится без каких бы то ни было формально¬стей; и компетентные судебные органы правомочны незамедлительно восста¬навливать нарушенный правовой статус, прибегая для этого к наиболее подхо¬дящим, на их взгляд, средствам. Учет ведется по календарным дням, и суд рас¬сматривает такие дела в первоочередном порядке, откладывая разбирательство по другим делам.
Процедура amparo с целью защиты свободы или безопасности может быть возбуждена любым человеком, и задержанные лица незамедлительно переда¬ются под защиту суда. Объявление чрезвычайного положения или ограничение конституционных гарантий никоим образом не могут наносить ущерб осуще¬ствлению этого права.
Статья 28
Каждый имеет право доступа к информации и к данным, содержащимся в административных или частных реестрах и касающимся конкретной личности или ее имущества, за исключением случаев, установленных законом, с тем что¬бы знать цель и предназначение этих данных и добиваться в компетентном суде их обновления, исправления или ликвидации, если они содержат ошибки или ограничивают права человека. В равной степени каждый может иметь доступ к документам любого характера, содержащим сведения, содержание которых представляет интерес для каких-либо объединений или групп лиц. Без ущерба для сохранения тайны остаются источники информации журналистов и представителей других профессий, определяемых законом.
Статья 29
Государство обязано расследовать случаи преступлений против прав чело¬века, совершаемых его органами власти, и карать за них по закону. Преступления против человечества, грубые нарушения прав человека и военные преступления подлежат обязательному наказанию. Рассмотрением дел, связанных с нарушениями прав человека и преступлениями против человечества, занимаются суды общей юрисдикции. На такие преступления не распространяются меры смягчения наказания, включая помилование и амнистию, как способные утвердить представление об их безнаказанности.
Статья 30
Государство обязано предоставлять полную компенсацию жертвам наруше¬ний прав человека и их правопреемникам, включая возмещение причиненного ущерба и вреда. Предусматриваются также законодательные акты и прочие меры по обеспечению выплаты установленной суммы возмещения и по защите жертв общеуголовных преступлений, а также по истребованию от виновных лиц воз¬мещения нанесенного ими ущерба.
Статья 31
Каждый человек имеет право на условиях, установленных договорами, пак¬тами и конвенциями по правам человека, ратифицированными Республикой, подавать ходатайства или жалобы в соответствующие международные органы в целях обеспечения защиты своих прав человека. В соответствии с процедурами, установленными Конституцией и законом, принимаются надлежащие меры по исполнению решений международных органов.

Глава III
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА
Статья 43
Право на жизнь является неотъемлемым. Никакой закон не может устано¬вить наказание в виде смертной казни, или какой-либо орган, исполняющий такое наказание. Государство обеспечивает защиту лиц, оказывающих содей¬ствие органам военной или гражданской службы или подчиненных им в какой-либо иной форме, в случаях, когда имеется угроза их жизни.
Статья 44
Свобода личности является ее неотъемлемым правом, следовательно:
1) никто не может быть арестован или задержан иначе как по решению суда, за исключением задержания на месте преступления. В этом случае задержанный должен быть доставлен в судебный орган не позднее сорока восьми часов, начи¬ная с момента задержания. Должно быть вынесено решение о его освобождении, исходя из оснований, определяемых законом и оцениваемых судьей в каждом случае. Установление судом оснований для предоставления свободы задержан¬ному лицу не предполагает взимания какой-либо пошлины;
2) каждое арестованное лицо имеет право немедленно связаться со своей семьей, адвокатом или любым доверенным лицом, которые, в свою очередь, имеют право получить информацию о месте содержания арестованного, а также сведения об основаниях ареста и письменное подтверждение в форме документа самого арестованного или специалистов о его физическом и психическом со¬стоянии. Компетентные органы ведут официальную регистрацию каждого случая осуществленного ареста, которая предусматривает идентификацию аресто¬ванного, а также сведения о месте, времени ареста и фамилиях официальных лиц, осуществивших eгo. B отношении ареста иностранцев предусматривается, кроме того, оповещение соответствующего консула согласно международным договорам по данному вопросу;
3) наказание не может выходить за рамки личного осуждения. Не могут назначаться наказания в виде пожизненного заключения или наказания позо¬рящего характера. Наказание в виде лишения свободы не может превышать тридцати лет;
4) должностное лицо, осуществляющее меры, связанные с лишением сво¬боды, обязано установить их пределы;
5) никто не должен находиться под арестом после принятия компетент¬ным органом решения о его освобождении или в случае окончания срока нака¬зания.
Статья 45
Запрещается публичным властям, гражданским или военным, в условиях чрезвычайного положения отменять или ограничивать конституционные права, принимать, давать разрешения или допускать насильственное исчезновение лиц. Должностные лица, получившие приказ или инструкцию о применении таких действий, обязаны отказаться от их выполнения и заявить об этом ком¬петентным властям. Организаторы и исполнители, а также лица, виновные в со¬крытии преступления по насильственному похищению людей либо попытки его совершения, подлежат наказанию в соответствии с законом.

Статья 46
Каждый имеет право на уважение своей физической и моральной непри¬косновенности, следовательно:
1) никто не может быть подвергнут бесчеловечному или унижающему на¬казанию, жестокому обращению или пыткам. Любое лицо, подвергшееся пыт¬кам, бесчеловечному или унижающему наказанию, совершенным или допущен¬ным представителями органов власти государства, имеет право на восстанов¬ление в правах;
2) любое лицо, находящееся в местах лишения свободы, имеет право на уважение его достоинства;
3) никто не может быть подвергнут научным опытам, а также медицинским или лабораторным исследованиям без добровольного согласия, за исключением случаев, представляющих угрозу для жизни, и других обстоятельств, устанав¬ливаемых законом;
4) любое должностное лицо, допустившее при исполнении своих обязан¬ностей жестокое обращение, или причинившее физические или моральные страдания личности, или поощрявшее или одобрявшее такое обращение, должно понести наказание в соответствии с законом.
Статья 47
Домашний очаг и другое личное помещение человека являются неприкосно¬венными. Запрещено проникновение в жилище иначе как по решению суда, для предотвращения совершения преступления или для выполнения в соответствии с законом решения, принятого судом, без ущерба для уважения достоинства личности. При осуществлении санитарных посещений в соответствии с законом необходимо предварительное уведомление граждан со стороны должностных лиц, вынесших постановление о таких посещениях.
Статья48
Гарантируется тайна и неприкосновенность частных сообщений во всех фор¬мах. Запрещено вмешательство в частные сообщения иначе как по решению компетентного суда, для выполнения законных распоряжений и защиты личной тайны, которая не может быть сохранена в обычном порядке.
Статья 49
Во всех судебных и административных учреждениях применяются соответ¬ствующие процессуальные правила, а именно:
1) судебная защита и юридическая помощь являются неотъемлемым правом каждого на всей территории государства и на любой стадии расследования и суда. Каждый задержанный имеет право получить информацию об основа¬ниях, по которым в отношении него проводится расследование, рассматривать улики и располагать необходимым временем и средствами для осуществления своей защиты. Доказательства, полученные с нарушением действующей судеб¬ной процедуры, являются недействительными. Любое лицо, признанное винов¬ным, имеет право на обжалование судебного приговора, за исключением слу¬чаев, установленных настоящей Конституцией и законом;
2) любое лицо считается невиновным до тех пор, пока не будет доказано обратное;
любое лицо имеет право получить помощь на любой стадии судебного процесса с надлежащими гарантиями и в течение разумного срока, установлен¬ного заблаговременно и законно определяемого независимым и беспристрастным компетентным судом. Лицо, не владеющее кастильским языком или лишенное способности общаться в устной манере, имеет право пользоваться помощью переводчика;
4) любое лицо имеет право быть судимым общинными судьями на основе специальных или обычных норм с учетом гарантий, установленных настоящей Конституцией и законом. Никто не может быть привлечен к суду без оповеще¬ния о личности судьи или судим чрезвычайными судами или комиссиями, спе¬циально образованными для данного дела;
5) никто не обязан заявлять о своей виновности или свидетельствовать против самого себя, своих супруга или супруги, сожителей или родственников до четвертой степени кровного родства или второй степени свойства. Такое сви¬детельство считается действительным только в том случае, если оно получено без какого-либо принуждения;
6) никто не может быть подвергнут наказанию за деяние, которое в момент его совершения не признавалось преступлением;
7) никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление;
8) каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного в результате судебной ошибки или необоснованного затягивания дела, а также небрежности.
Помимо права пострадавших требовать персональной ответственности судей признается право государства предпринимать в отношении них соответствующие меры.
Статья50
Каждый имеет право свободно и с использованием любых средств передви¬гаться по национальной территории, право выбирать место жительства и жилище, выезжать за пределы Республики и возвращаться в нее, перемещать свое имущество и хозяйственные постройки по стране, ввозить свое имущество в страну или вывозить его, за исключением случаев, установленных законом. В случае предоставления концессий законом устанавливаются условия, на кото¬рых должно быть гарантировано их использование любым возможным путем. Граждане Венесуэлы могут покидать страну без какого-либо разрешения. Ника¬кой акт публичной власти не может устанавливать наказание в виде экстради¬ции граждан Венесуэлы с территории Республики.
Статья 51
Каждый имеет право на представление или направление петиций в адрес любой власти или любому должностному лицу по вопросам, входящим в их ком¬петенцию, и на получение своевременного и адекватного ответа. Должностные лица, нарушившие это право, подвергаются наказанию в соответствии с зако¬ном и могут быть освобождены от занимаемой должности.
Статья 52
Каждый имеет право в соответствии с законом на объединение для дости¬жения законных целей. Государство обязано способствовать осуществлению этого права.
Статья 53
Каждый имеет право на открытые или закрытые собрания без предваритель¬ного разрешения в мирных целях и без оружия. Порядок проведения собраний в общественных местах регулируется законом.
Статья 54
Никто не может содержаться в рабстве или кабале. Содержание лиц, осо¬бенно женщин, детей и подростков, в таких формах порабощения подлежит на¬казанию в соответствии с законом.
Статья 55
Каждый имеет право на защиту со стороны государства через органы граж¬данской безопасности, предусмотренные законом, при возникновении ситуа¬ций, которые создают угрозу для жизни или здоровья лица или его имущества, пользования правами или осуществления им своих обязанностей. Участие граж¬дан в программах, направленных на предотвращение угрозы и сохранение без¬опасности граждан в период введения чрезвычайного положения, регулируется специальным законом. Органы государственной безопасности должны уважать достоинство и права каждого человека. Использование оружия, химических ве¬ществ или другой необходимой техники со стороны полиции и органов безопас¬ности должно осуществляться исходя из необходимости, сообразности, своевре¬менности и соразмерности в соответствии с законом.
Статья 56
Каждый имеет право на собственное имя, фамилию отца или матери, уста¬новление их личности. Государство гарантирует право материнства и отцовства. Каждый имеет право после рождения бесплатно быть внесенным в гражданский регистр и получить официальные документы, подтверждающие его биологиче¬ское родство, в соответствии с законом. Они не должны содержать каких-либо сведений, квалифицируемых как сведения о происхождении.
Статья 57
Каждый имеет право на свободное выражение своих мнений, идей И воззрение устно, письменно или посредством любой другой формы выражения и использовать для этого любые средства связи и распространения информации, при этом запрещена цензура. При этом лицо несет всю полноту ответственности за все высказываемое им. Запрещаются анонимность, пропаганда войны, вы¬сказывания дискриминационного характера или порождающие религиозную нетерпимость. Запрещена цензура в отношении отчетов государственных слу¬жащих по вопросам, входящим в их компетенцию.
Статья 58
Средства массовой информации независимы и строят свою деятельность на принципе плюрализма, а также несут ответственность, установленную законом. Каждый имеет право на получение своевременной, правдивой и беспристраст¬ной информации без цензуры в соответствии с принципами настоящей Консти¬туции, а также на опровержение и исправление сведений в случае прямого воз¬действия со стороны средств массовой информации посредством сообщения сведений в неточной или оскорбительной форме. Дети и подростки имеют право получать информацию, соответствующую их всестороннему развитию.
Статья 59
Каждому гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедо¬вать индивидуально или совместно с другими любую религию путем обучения и в других формах, если это не противоречит морали, добрым нравам и обще¬ственному порядку. Гарантируется автономия церкви и конфессий за исклю¬чением случаев, установленных настоящей Конституцией и законом. Родители имеют право в соответствии со своими убеждениями предоставить своему ре¬бенку религиозное образование. Никто не имеет права ссылаться на верование или религиозную дисциплину для уклонения от подчинения закону или для того, чтобы препятствовать другим осуществлять свои права.
Статья 60
Каждый имеет право на защиту своей чести и репутации, на неприкосно¬венность частной жизни, личную и семейную тайну. Законом ограничен доступ к информации, с тем чтобы гарантировать защиту названных прав.
Статья 61
Каждый имеет право на свободу совести и ее осуществление, если оно не оказывает воздействия на его личность или является преступлением.
Реализация права на свободу совести не должна использоваться для укло¬нения от выполнения закона или препятствовать другим лицам выполнять или осуществлять их права.
Глава IV
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И НАРОДНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
Часть I
Политические права
Статья 62
Все граждане имеют право свободно участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Участие народа в формировании публичной администрации и осуществлении контроля за ее деятельностью является необходимым средством контроля, гарантией его всестороннего развития. Долгом государства и обязанностью общества является способствование созданию наиболее благоприятных условий для осуществлении такого права.
Статья 63
Каждый имеет право на голосование, осуществляемое путем проведения свободных всеобщих прямых выборов при тайном голосовании. Закон гаранти¬рует соблюдение принципа личного голосования и пропорционального предста¬вительства.
Статья 64
Избирателями являются граждане Венесуэлы, достигшие восемнадцатилет¬него возраста, не лишенные гражданских прав и не подвергнутые политической дисквалификации. В выборах приходских, муниципальных органов и органов власти штатов могут участвовать и иностранцы, достигшие восемнадцатилетне¬го возраста и не менее десяти лет проживающие в Республике, не лишенные гражданских прав и не подвергнутые политической дисквалификации, за ис¬ключением случаев, установленных настоящей Конституцией и законом.
Статья 65
Не могут быть избраны на какую-либо публичную должность путем всеобщего голосования лица, осужденные за преступления, совершенные в период их нахождения в такой должности, а также те, кто причинил ущерб общественному имуществу, в период времени, установленный законом, исходя из окончания срока приговора и в соответствии с тяжестью преступления.
Статья 66
Избиратели имеют право требовать от своих представителей достоверных периодических публичных отчетов об их деятельности в соответствии с представленной программой.
Статья 67
Каждый имеет право на объединение, включая право создавать организа¬ции, имеющие политические цели, на основе демократических принципов дея¬тельности и управления. Руководящие органы такой организации должны быть избраны путем голосования ее членов. Запрещается финансирование органи¬заций, имеющих политические цели, из фондов, принадлежащих государству.
Закон регулирует вопросы финансирования и частных пожертвований органи¬зациям, имеющим политические цели, а также механизм контроля, обеспечива¬ющий законность происхождения и распоряжения этими пожертвованиями. Равным образом регулируются политические и избирательные кампании, их
продолжительность и лимиты расходов, предполагающие их демократизм. Граж¬дане по собственной инициативе и организации, имеющие политические цели, имеют право участвовать в избирательном процессе, выдвигая своих кандидатов.
Финансирование политической агитации, избирательных кампаний регулиру¬ется законом. Руководящие органы организаций, имеющих политические цели, не могут заключать договоры с общественными учреждениями.
Статья 68

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.