ВРЕМЕННАЯ КОНСТИТУЦИЯ
ОБЪЕДИНЕННОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
25 марта 1964 г.
ПРЕАМБУЛА
Опираясь на волю народа, свершившую дело славного дня 23 июля и положившую в этот день начало всеобщей революции, революции политической, социальной и национальной, поднявшую над патриотическим и героическим подвигом народа Египта, начиная с этой даты, знамя свободы, социализма и единства,
подтверждая Пакт, принятый Конгрессом народных сил и вышедший из самых недр битв освободительной борьбы, из самого процесса глубокого и широкого преобразования жизни египетского общества, Пакт, который должен был служить идейным маяком, ведущим в будущее, обогатил, таким образом, революционную мысль практическим опытом, чтобы вновь поставить эту мысль на службу непрерывному и последовательному движению к осуществлению великих целей народной борьбы,
завершая этап великого преобразования, когда одновременно как мирным, так и революционным путем было установлено господство народа над средствами производства, что дает возможность установления социальной демократии, которая является преддверием к демократии политической, подлинным, надежным путем к ней,
создавая возможность продвижения к той эпохе великого порыва, к которой ныне уже идет арабский народ Египта, после того как он стал гегемоном национальной революции и прошел этап преобразований, двигаясь по пути к укреплению своих политических и социальных побед, идя ко все большему достатку и все большей справедливости, созидая общество благосостояния, где все будут иметь равные возможности и где исчезнут классовые различия,
увеличивая эффективность и мощь союза трудовых сил народа, который в эпоху великого преобразования стоял во главе дела нации и руководил им через Социалистический союз и его демократические организации, –
ради всего этого и с помощью Аллаха статьи, изложенные в настоящей Конституции, становятся основой социального и политического строя Объединенной Арабской Республики. Настоящая Конституция будет действовать до того дня, когда Национальное собрание, избранное прямым всенародным голосованием и начавшее свою работу утром в четверг 26 марта 1964 г., выполнит свою задачу разработки проекта Постоянной конституции Объединенной Арабской Республики и представит проект этой Конституции на всенародный плебисцит, с тем чтобы народ путем свободного волеизъявления дал ей силу, которая сделает ее источником всех властей.
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВО
Статья 1
Объединённая Арабская Республика – демократическое социалистическое государство, основанное на союзе трудовых сил народа. Египетский народ – часть арабской нации.
Статья 2
Суверенитет принадлежит народу; он осуществляется в порядке, указанном в Конституции.
Статья 3
Национальное единство, создаваемое объединением народных сил, представляющих трудовой народ – феллахов, рабочих, солдат, интеллигенцию – и национальный капитал, образует основу Арабского социалистического союза, являющегося властью, представляющей народ, фактором развития революции и стражем ценностей здоровой демократии.
Статья 4
Гражданство Объединенной Арабской Республики определяется законом.
Статья 5
Государственной религией является Ислам; официальным языком государства является арабский язык.
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ УСТОИ ОБЩЕСТВА
Статья 6
Социальная солидарность – основа египетского общества.
Статья 7
Семья – основа общества. Устоями семьи являются религия, мораль и патриотизм.
Статья 8
Всем египтянам государство гарантирует равные возможности.

Статья 9
Экономической основой государства является социалистический строй, который запрещает все виды эксплуатации, обеспечивая, таким образом, строительство социалистического общества, основанного на достатке и справедливости.
Статья 10
Руководство всем народным хозяйством осуществляется согласно разрабатываемому государством плану развития.
Статья 11
Естественные богатства, как в недрах земли, так и в территориальных водах, все их источники, а также энергетические ресурсы принадлежат государству, которое и обеспечивает их правильное использование.
Статья 12
Народ распоряжается всеми орудиями производства и направляет доходы с них, согласно разрабатываемому государством плану развития, на увеличение богатства и непрерывный подъем жизненного уровня.
Статья 13
Собственность имеет следующие формы:
a) государственная собственность:
то есть собственность народа. Это достигается путем создания сильного и жизнеспособного публичного сектора, возглавляющего прогресс во всех областях и несущего главную ответственность за выполнение плана развития;
b) кооперативная собственность:
то есть собственность всех участников кооперативного общества;
c) частная собственность:
частный сектор принимает участие в развитии в рамках, отведенных ему планом, но без применения эксплуатации.
При этом все три сектора подчинены всестороннему народному контролю, который господствует над всеми ими.
Статья 14
Капитал используется в интересах национальной экономики, причем методы его использования не должны противоречить всеобщему благу народа.
Статья 15
Общественные средства неприкосновенны, долг каждого гражданина охранять их.
Граждане обязаны охранять и укреплять народную собственность как основу социалистического строя, источник благосостояния трудового народа и могущества Родины.
Статья 16
Частная собственность охраняется законом. Закон регулирует выполнение ею ее социальной функции. Такая собственность может быть отчуждена лишь в общественных интересах за справедливое вознаграждение в соответствии с законом.
Статья 17
Закон определяет максимальный размер земельной собственности, а также определяет средства охраны мелкой земельной собственности.
Статья 18
Государство поощряет кооперирование и заботится о всякого рода кооперативных учреждениях.
Статья 19
Государство обеспечивает в соответствии с законом укрепление семьи, охрану материнства и младенчества.
Статья 20
Государство гарантирует службу социального обеспечения. Египтяне имеют право на получение пособий по старости, в случае болезни, потери трудоспособности или безработицы.
Статья 21
Труд в Объединенной Арабской Республике является правом, долгом и честью каждого трудоспособного гражданина.
Государственная служба является обязанностью тех, кто ее выполняет.
Государственные служащие при исполнении ими своих обязанностей должны служить народу.

Статья 22
Присвоение гражданских званий запрещается.
Статья 23
Вооруженные силы Объединенной Арабской Республики являются достоянием народа. Их обязанность в охране социалистических завоеваний, достигнутых в результате борьбы народа, в защите страны, неприкосновенности ее территории, ее безопасности.
ГЛАВА III. ПУБЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 24
Египтяне равны перед законом. Они имеют равные права и несут равные обязанности в обществе независимо от пола, происхождения, языка, религии или убеждений.
Статья 25
Никакие преступления и никакие наказания не могут устанавливаться иначе, как в силу закона. Наказания могут налагаться лишь за те действия, которые были совершены после промульгации закона, предусматривающего эти наказания.
Статья 26
Каждый несет наказание лично.
Статья 27
Никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе, как в соответствии с предписаниями закона.
Статья 28
Право защиты лично или через представителя гарантируется законом.
Статья 29
Каждое лицо, обвиняемое в совершении какого-либо преступления, должно иметь защитника.
Статья 30
Египтяне не могут подвергаться высылке из страны. Не допускается также запрещение возвращения на Родину.
Статья 31
Египтянам не может быть воспрещено проживание в какой-либо местности, и они не могут принуждаться к проживанию в каком-либо определенном месте иначе, как в предусмотренных законом случаях.
Статья 32
Выдача политических эмигрантов запрещается.
Статья 33
Жилище неприкосновенно. Запрещается входить в него иначе, как в предусмотренных законом случаях и в предписанном им порядке.
Статья 34
Гарантируется полная свобода совести.
Государство охраняет свободу отправления религиозных обрядов в соответствии с существующими обычаями, поскольку это не нарушает общественного порядка и не противоречит нравственности.
Статья 35
Гарантируется свобода выражения мнений и свобода научных исследований. Всякое лицо имеет право свободно выражать свои мысли и распространять их устно, письменно или при помощи изображений, а также в других формах в пределах закона.
Статья 36
Свобода печати гарантируется в пределах закона.
Статья 37
Египтяне имеют право собираться без предварительного уведомления, мирно и без оружия.
Митинги, процессии и другие собрания разрешаются в пределах закона.
Статья 38
Все египтяне имеют право на образование, которое государство гарантирует путем создания и развития разного рода школ, университетов и культурно-просветительных учреждений. Государство проявляет особую заботу о физическом, умственном и нравственном развитии молодежи.
Статья 39
Государство осуществляет наблюдение над народным образованием. Вопросы народного образования регулируются законом. Образование на всех его ступенях в государственных школах и университетах является бесплатным.
Статья 40
Государство гарантирует египтянам справедливые условия труда в соответствии с выполняемой ими работой путем установления продолжительности рабочего времени, размера заработной платы, путем социального страхования, медицинского обслуживания, страхования от безработицы, а также установления права на отдых и отпуск.
Статья 41
Гарантируется право образования профессиональных союзов. Профессиональные союзы являются юридическими лицами в соответствии с порядком, предусмотренным законом.
Статья 42
Все египтяне имеют право на медицинское обслуживание, которое обеспечивается государством путем создания и развития разного рода больниц и медицинских учреждений.
Статья 43
Защита Отечества – священный долг; военная служба – дело чести египтян. Закон устанавливает обязательную воинскую повинность.
Статья 44
Уплата налогов и публичных сборов обязательна в соответствии с законом.
Статья 45
Египтяне пользуются избирательными правами в порядке, предусмотренном законом. Участие египтян в общественной жизни является их национальным долгом.
ГЛАВА IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Часть 1. Глава государства
Статья 46
Главой государства является Президент Республики. Он осуществляет свои полномочия в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией.
Часть 2. Законодательная власть
Статья 47
Органом, осуществляющим законодательную власть, является Национальное собрание.
Статья 48
Национальное собрание осуществляет контроль за действиями исполнительной власти в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Статья 49
Национальное собрание состоит из членов, избираемых тайным и всеобщим голосованием.
Закон определяет число избираемых членов Национального собрания, их квалификацию и порядок выборов.
Президент Республики имеет право назначить несколько депутатов, число которых не должно превышать десяти.
Не менее половины депутатов должны составлять рабочие и крестьяне.
Статья 50
Ко дню выборов возраст кандидатов в члены Национального собрания должен быть не менее тридцати лет, считая по христианскому календарю.
Статья 51
Срок полномочий Национального собрания – пять лет, считая со дня его первого заседания.
Выборы нового состава Национального собрания проводятся в течение шестидесяти дней, предшествующих истечению срока полномочий прежнего Собрания.
Статья 52
В случае если место одного из членов Собрания оказывается вакантным до истечения срока его полномочий, выборы его преемника производятся в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией, не позднее чем через шестьдесят дней после объявления вакансии. Срок полномочий нового члена Собрания продолжается до момента истечения срока полномочий его предшественника.
Статья 53
Президент Республики созывает и закрывает сессии Национального собрания.
Статья 54
Местопребывание Национального собрания – город Каир. Однако при чрезвычайных обстоятельствах по требованию Президента Республики разрешается созыв Национального собрания в другом месте.
Всякое заседание Национального собрания вне предусмотренного места является незаконным, а все решения, принятые им в этом случае, недействительны в силу закона.
Статья 55
Национальное собрание созывается на свою ежегодную очередную сессию не позднее второго четверга ноября месяца. Если оно не созвано, то само собирается в силу закона в упомянутый день.
Очередная сессия Собрания длится не менее семи месяцев. Сессия не может быть закрыта до утверждения бюджета.
Статья 56
В промежутке между сессиями Национальное собрание не вправе собираться по собственной инициативе. Такие его заседания, если они будут иметь место, а также принятые на них решения недействительны в силу закона.
Статья 57
В случае необходимости или на основании требования, подписанного большинством членов Национального собрания, Президент Республики созывает его на внеочередную сессию.
Президент Республики закрывает внеочередную сессию.
Статья 58
Каждый член Национального собрания, перед тем как приступить к исполнению своих обязанностей, приносит перед Собранием на открытом заседании следующую присягу:
«Клянусь Великим Аллахом, что буду честно охранять республиканский строй, заботиться об интересах Народа и безопасности Родины, уважать Конституцию и Закон».
Статья 59
Национальное собрание избирает на своем первом заседании Председателя и двух его заместителей, которые выполняют свои обязанности до истечения срока полномочий Национального собрания. В случае если место одного из этих лиц оказывается вакантным, Национальное собрание избирает его преемника, который исполняет обязанности до истечения срока полномочий своего предшественника.
Статья 60
Национальное собрание разрабатывает свой внутренний регламент, в котором определяет порядок осуществления своих полномочий.
Статья 61
Только само Национальное собрание в лице Председателя вправе поддерживать свой внутренний порядок.
Статья 62
К компетенции Национального собрания относится проверка полномочий его членов. Верховный суд на основе закона правомочен по просьбе Председателя Национального собрания рассматривать вопрос о правильности протестов, поступивших в связи с этим в Национальное собрание. Результат рассмотрения сообщается Национальному собранию для принятия решения. Полномочия члена Собрания могут быть признаны недействительными только в силу решения, принятого большинством в две трети голосов членов Собрания.
Решения по протестам должны быть приняты Собранием в течение шестидесяти дней со дня представления собранию результатов рассмотрения.
Статья 63
Президент Республики при открытии очередной сессии Национального собрания оглашает декларацию, определяющую общую политику государства. Он может также выступить с заявлениями по имеющим общегосударственное значение вопросам, о которых он сочтет нужным информировать Национальное собрание.
Статья 64
Заседания Национального собрания являются открытыми.
Созыв закрытых заседаний может иметь место по требованию Президента Республики, Правительства, Председателя Собрания или двадцати его членов. Собрание решает, будут ли прения по поставленному вопросу вестись на открытом или закрытом заседании.
Статья 65
Национальное собрание может принимать решения лишь в тех случаях, когда на заседании присутствует большинство его членов. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов, кроме тех случаев, когда требуется особое большинство. В случае разделения числа голосов поровну, обсуждаемое предложение считается отвергнутым.
Статья 66
Каждый законопроект передается в одну из комиссий Собрания для изучения и представления по нему доклада Собранию.
Статья 67
Каждый законопроект, внесенный одним или не сколькими членами Собрания, поступает в комиссию для его изучения и вынесения заключения о целесообразности его рассмотрения Собранием. В том случае, когда Собрание принимает законопроект к рассмотрению, применяется порядок, предусмотренный предыдущей статьей.
Статья 68
Закон может быть промульгирован лишь после одобрения его Национальным собранием.
Обсуждение и принятие законопроекта должно вестись постатейно.
Статья 69
Законопроект, внесенный одним из членов Национального собрания и отклоненный Собранием, не может быть вторично внесен на той же сессии.
Статья 70
Установление, изменение или отмена государственных налогов может осуществляться только в силу закона. Никто не может быть освобожден от уплаты налогов, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Никто не может также облагаться какими-либо другими налогами или сборами иначе, чем в рамках закона.
Статья 71
Закон устанавливает общие основные принципы государственной налоговой системы и порядок расходования государственных средств.
Статья 72
Правительство вправе заключать договоры о займах и принимать на себя обязательства, могущие повлечь расходование средств государственного казначейства в течение одного года или нескольких последующих лет, только с согласия Национального собрания.

Статья 73
Закон определяет правила выплаты должностных окладов, пенсии, компенсаций, пособий и вознаграждений из государственной казны. Закон устанавливает изъятия из указанных правил, а также определяет органы власти, ведающие этими вопросами.
Статья 74
Закон определяет правила и порядок предоставления концессий на эксплуатацию природных ресурсов и предприятий, принадлежащих государству. Закон устанавливает также случаи безвозмездного пользования государственными землями или передачи государством своего движимого имущества, а также правила и порядок осуществления этих мероприятий.
Статья 76
Закон определяет порядок составления государственного бюджета и его представления на рассмотрение Национальному собранию. Закон определяет также начало и окончание финансового года.
Статья 76
Проект государственного бюджета должен вноситься в Национальное собрание на обсуждение и утверждение не позднее, чем за два месяца до окончания финансового года. Бюджет принимается по разделам.
Национальное собрание не может вносить какие-либо изменения в проект бюджета иначе, чем с согласия Правительства.
Статья 77
Если до начала финансового года не будет утвержден новый бюджет, то вплоть до момента его утверждения действует бюджет предыдущего года.
Статья 78
Перенесение какой бы то ни было суммы из одного раздела бюджета в другой, а также любые расходы, предусмотренные бюджетом или превышающие бюджетные ассигнования, должны утверждаться Национальным собранием.
Статья 79
Национальное собрание утверждает отчет о выполнении государственного бюджета.
Статья 80
В отношении специальных и дополнительных бюджетов, а также отчетов об их выполнении применяются правила, действующие в отношении общего бюджета и отчета о его выполнении.
Статья 81
Закон устанавливает особые положения о бюджетах других государственных органов и отчетах об их выполнении.
Статья 82
Правительство после своего назначения представляет Национальному собранию свою программу и просит Национальное собрание эту программу утвердить.
Статья 83
Национальное собрание осуществляет контроль за деятельностью Правительства.
Правительство и его члены ответственны за свою деятельность перед Национальным собранием, которое обсуждает их политические заявления и доклады.
Статья 84
Национальное собрание имеет право выразить недоверие Правительству или отдельным его членам.
Статья 85
Премьер-министр и Министры имеют право быть заслушанными Национальным собранием и его комиссиями во всех случаях, когда они просят слова. Они имеют право привлекать себе в помощь высших чиновников или поручать этим чиновникам представлять их в Собрании.
Министр имеет право голоса на заседаниях Национального собрания лишь в тех случаях, когда он является членом Собрания.
Статья 86
Каждый из членов Национального собрания имеет право обращаться к Премьер-министру или Министрам с запросами или интерпелляциями в связи с делами, входящими в компетенцию соответствующих Министров.
Премьер-министр и Министры обязаны давать ответы на запросы членов Собрания. Прения по запросам проводятся не ранее чем через семь дней со дня их внесения. С согласия Правительства и в случаях срочности этот срок может быть сокращен.
Статья 87
По требованию двадцати членов Собрания на его обсуждение могут быть поставлены общие вопросы в целях выяснения политики Правительства по этим вопросам и для обмена мнениями по ним.
Статья 88
Премьер-министр имеет право ставить перед Национальным собранием вопрос о доверии Правительству в связи с изложением правительственной программы или заявлением Правительства об общей политике государства.
Статья 89
Национальное собрание имеет право выразить недоверие Правительству или Министру.
Требование выражения недоверия допускается лишь после обращения с запросом к Правительству или Министру. Требование выражения недоверия может вноситься по предложению не менее чем десятой части членов Собрания.
Национальное собрание может принимать решение по этому требованию не ранее чем через три дня после его внесения. Вотум недоверия Правительству или Министру может быть вынесен лишь большинством голосов всех членов Собрания.
Статья 90
Если Национальное собрание выразило недоверие Правительству, Премьер-министр обязан подать Президенту Республики заявление об отставке Правительства.
Если Национальное собрание выразит недоверие одному из Министров, он должен покинуть свой пост.
Статья 91
Президент Республики имеет право распускать Национальное собрание. Декрет о роспуске Национального собрания должен содержать также обращение к избирателям о проведении новых выборов в срок, не превышающий шестидесяти дней. Декрет должен также назначить дату созыва нового Собрания не позднее чем через десять дней после выборов.
Статья 92
Во время сессии Национального собрания запрещается иначе, чем с разрешения Собрания, возбуждать против какого-либо члена Собрания уголовное преследование, за исключением случаев задержания на месте преступления.
Если уголовное преследование возбуждено в промежутке между сессиями Национального собрания, последнее должно быть уведомлено об этом.
Статья 93
Члены Национального собрания не могут подвергаться преследованиям за высказанные мысли и мнения при исполнении ими своих обязанностей в Собрании или в его комиссиях.
Статья 94
Никто из членов Национального собрания не может быть лишен своих депутатских полномочий иначе, чем по решению большинства в две трети голосов членов Собрания и по предложению двадцати депутатов. Лишение депутатских полномочий допускается в тех случаях, если члену Собрания отказано в доверии и уважении или если он не выполнил своих обязанностей, или перестал быть рабочим или феллахом, в качестве представителя которых он был избран, или если он систематически отсутствовал на заседаниях Национального собрания или его комиссий.
Статья 95
Отказ депутата от своих полномочий может быть принят только Национальным собранием.
Статья 96
Не допускается совмещение мандата члена Национального собрания с занятием должностей на службе Правительства или органов местного управления.
Закон определяет другие случаи несовместимости должностей.
Статья 97
Никто из членов Национального собрания не может в течение срока своих депутатских полномочий занимать какую-либо должность на предприятиях или в компаниях, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статья 98
Никто из членов Национального собрания в течение срока своих полномочий не может приобретать или арендовать государственное имущество, сдавать в аренду или продавать свое имущество государству, а также производить какой бы то ни было имущественный обмен с государством.
Статья 99
Члены Национального собрания получают вознаграждение, размер которого устанавливается законом.
Часть 3. Исполнительная власть
Статья 100
Исполнительная власть принадлежит Президенту Республики, который осуществляет ее в порядке, установленном Конституцией.
Раздел 1. Президент Республики
Статья 101
Президентом Республики может быть избрано лицо, являющееся египтянином, происходящим от родителей-египтян, обладающее гражданскими и политическими правами и достигшее тридцатипятилетнего возраста по христианскому календарю.
Статья 102
Кандидатуру Президента Республики выдвигает Национальное собрание, которое затем предлагает эту кандидатуру для утверждения путем плебисцита.
Выдвижение кандидата в Президенты Республики происходит в Национальном собрании по предложению не менее трети его членов.
Кандидат, получивший большинство в две трети голосов членов Собрания, предлагается на утверждение путем плебисцита граждан.
Если ни один кандидат не получил требуемого большинства, то через два дня после первого голосования происходит новое выдвижение и кандидат, получивший простое большинство голосов, предлагается на утверждение путем плебисцита.
Кандидат считается избранным в качестве Президента Республики, если он получил простое большинство голосов всех граждан, принимавших участие в плебисците.
Если кандидат не получил такого большинства, Собрание выдвигает другого кандидата и весь порядок выборов остается тем же.
Статья 103
Срок полномочий Президента – шесть лет по христианскому календарю, считая со дня объявления результатов плебисцита.
Статья 104
Приступая к исполнению своих обязанностей. Президент приносит перед Национальным собранием следующую присягу:
«Клянусь Великим Аллахом, что я буду честно охранять республиканский строй, уважать Конституцию и Закон, всецело заботиться об интересах Народа, охранять независимость Родины и целостность ее территории».
Статья 105
Содержание Президента Республики устанавливается законом. Постановление об изменении размера содержания не может вступить в силу в течение срока полномочий Президента, при котором введены эти изменения.
Президент Республики не может получать какие-либо другие дотации или вознаграждения.
Статья 106
Президент Республики не может в течение срока своих полномочий заниматься какой-либо свободной профессией, коммерческой, финансовой или промышленной деятельностью, приобретать или арендовать какое-либо государственное имущество, продавать или сдавать в аренду государству принадлежащее ему имущество или вступать с ним в имущественные сделки.
Статья 107
Президент Республики имеет право назначать одного или нескольких Вице-президентов Республики, а также право отстранять их от должности.
Вице-президент Республики перед вступлением в должность приносит следующую присягу перед Президентом Республики.
«Клянусь Великим Аллахом честно охранять республиканский строй, уважать Конституцию и Закон, неустанно проявлять заботу об интересах Народа, охранять независимость Родины и неприкосновенность ее территории».
Статья 108
Производство, связанное с выборами нового Президента, должно начаться за шестьдесят дней до окончания срока полномочий Президента.
Новый Президент должен быть избран не позднее, чем за неделю до окончания срока полномочий Президента. Если в силу каких-либо обстоятельств новый Президент не будет избран до окончания срока полномочий прежнего Президента, то прежний Президент продолжает осуществлять свои полномочия впредь до избрания своего преемника.
Статья 109
Если возникают какие-либо обстоятельства, временно препятствующие осуществлению Президентом Республики его полномочий, он поручает исполнение этих полномочий Вице-президенту.
Статья 110
В случае отставки Президента или окончательной его неспособности исполнять свои обязанности, а также в случае его смерти функцию Президента временно исполняет первый Вице-президент Республики. После того, как Национальное собрание большинством в две трети голосов своих членов устанавливает, что должность Президента является вакантной, и не позднее чем через шестьдесят дней со дня объявления должности Президента вакантной проводятся выборы нового Президента Республики.
Статья 111
Если Президент отказывается от своей должности, то заявление об отставке он представляет Национальному собранию.
Статья 112
Обвинение Президента Республики в государственной измене или в нарушении верности республиканскому строю может быть возбуждено по предложению не менее чем одной трети членов Национального собрания. Решение о возбуждении обвинения против Президента должно быть принято большинством в 2/3 голосов членов Собрания.
После принятия решения о возбуждении обвинения против Президента Республики он полностью отстраняется от исполнения своих обязанностей, которые временно возлагаются на первого Вице-президента Республики.
Президент Республики подлежит суду особого трибунала, учреждаемого в соответствии с законом.
В случае если трибунал признает Президента виновным, он отстраняется от своей должности, но не освобождается в силу этого от других мер наказания.
Статья 113
Президент Республики при участии Правительства определяет общую политику государства во всех областях политической, экономической, социальной и административной жизни, а также руководит осуществлением этой политики.
Статья 114
Президент Республики назначает и отстраняет от должности Премьер-министра.
Президент Республики назначает и отстраняет от должности членов Правительства – Министров. Он может также назначить заместителей Премьер-министра, Государственных министров и заместителей Министров, на которых распространяется действие положений, касающихся Министров.
Статья 115
Президент Республики имеет право созывать Совет министров и присутствовать на его заседаниях; он председательствует на тех заседаниях, на которых присутствует. Он также имеет право требовать представления докладов от Правительства и его членов.
Статья 116
Президент Республики имеет право вносить законопроекты, выдвигать возражения против законопроектов и промульгировать законы.
Статья 117
Если Президент Республики считает нужным возражать против какого-либо законопроекта, он возвращает его в Национальное собрание в тридцатидневный срок с момента представления ему Собранием этого законопроекта. Если Президент Республики не возвратил законопроекта в установленный срок, законопроект приобретает силу закона и промульгируется.
Статья 118
Если Президент Республики возвратил законопроект в Национальное собрание в установленный срок, и Собрание вторично одобрило его большинством в две трети голосов своих членов, законопроект приобретает силу закона и промульгируется.
Статья 119
Если в период между сессиями Национального собрания или в период, когда Собрание распущено, возникает срочная необходимость в принятии нетерпящих отлагательства мер, Президенту Республики разрешается издавать по этим вопросам декреты, имеющие силу закона.
Такие декреты должны быть представлены на одобрение Национального собрания в течение пятнадцати дней со дня их опубликования, если срок полномочий Национального собрания еще не истек, или Национального собрания нового состава на его первом заседании, если Собрание было распущено. Если эти декреты не будут представлены на одобрение Национального собрания, то они рассматриваются как не имеющие силу закона, и нет необходимости в том, чтобы Собрание принимало специальное решение по этому поводу. Если они будут представлены, но отвергнуты Национальным собранием, то они рассматриваются как не имеющие силу закона, начиная со дня отклонения их Собранием.
Статья 120
В исключительных случаях Президент Республики, по уполномочию Национального собрания, имеет право издавать декреты, имеющие силу закона. Такие полномочия предоставляются на ограниченный срок с указанием вопросов, по которым Президент правомочен издавать декреты, и принципов, на которых они должны основываться.
Статья 121
Президент Республики издает декреты, необходимые для регламентирования деятельности государственных учреждений.
Статья 122
Президент Республики издает постановления об охране общественного порядка и другие постановления, необходимые для дополнения законов. Он имеет также право уполномочивать других лиц издавать такого рода постановления. Закон может определять круг лиц, имеющих право издавать постановления, необходимые для его исполнения.
Статья 123
Президент Республики является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил.
Статья 124
Президент Республики объявляет войну с согласия Национального собрания.

Статья 125
Президент Республики ратифицирует договоры, ставит об этом в известность Национальное собрание с представлением ему при этом необходимых объяснений. Эти договоры приобретают силу закона после их ратификации, одобрения и опубликования в соответствии с существующими положениями.
Однако договоры о заключении мира, договоры о союзе, торговле, мореплавании и все другие договоры, касающиеся изменения территории государства или его суверенных прав или связанные с не предусмотренным бюджетом расходованием средств из государственной казны, вступают в силу лишь после утверждения их Национальным собранием.
Статья 126
Президент Республики объявляет чрезвычайное положение в порядке, предусмотренном законом. Решение об этом должно быть сообщено в течение следующих тридцати дней Национальному собранию, которое выносит свое решение по этому вопросу.
В случае если Национальное собрание распущено, этот вопрос ставится на рассмотрение Национального собрания нового состава на его первом заседании.
Статья 127
Президенту Республики предоставлено право помилования, а также право смягчения наказания.
Всеобщая амнистия объявляется только путем издания соответствующего закона.
Статья 128
В соответствии с законом Президент Республики назначает и смещает гражданских и военных должностных лиц и дипломатических представителей. Он дает также согласие на аккредитование дипломатических представителей иностранных государств.
Статья 129
Президент Республики имеет право проводить всенародный референдум по важным вопросам, касающимся высших интересов государства. Порядок проведения референдумов регламентируется законом.

Раздел 2. Правительство
Статья 130
Правительство является высшим наполнительным и административным органом государства.
Статья 131
Правительство образуется из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра и Министров. Премьер-министр руководит работой Правительства и председательствует в Совете Министров.
Статья 132
Правительство проводит общегосударственную политику в порядке, предусмотренном законом и декретами Республики, и осуществляет все функции, необходимые для этого.
Статья 133
Правительство регулирует и осуществляет экономические и культурные задачи, связанные с социалистическим строительством, повышением жизненного уровня трудового народа. Оно также руководит проведением правильной внешней политики.
Статья 134
Правительство осуществляет следующие функции:
1) руководство, координацию и контроль за деятельностью Министров, государственных учреждений и ведомств;
2) издание в соответствии с законом и декретами административных и исполнительных постановлений и проверку их исполнения;
3) подготовку проектов законов и декретов;
4) назначение и смещение должностных лиц в порядке, предусмотренном законом;
5) подготовку проекта государственного бюджета;
6) разработку проекта государственного плана развития народного хозяйства и принятие необходимых мер для его выполнения;
7) руководство организацией и управлением кредитно-денежной системы и службой государственного страхования;
8) заключение и предоставление займов в рамках общеполитической линии государства;
9) руководство всеми центральными учреждениями;
10) наблюдение за исполнением законов, охрану государственной безопасности, защиту прав граждан и интересов государства.
Статья 135
Правительство контролирует деятельность министерств, государственных и местных управлений и органов. Оно имеет право отменять или изменять в порядке, предусмотренном законом, принятые ими неправильные решения.
Статья 136
Премьер-министр непосредственно руководит органами государственного контроля и инспекции.
Статья 137
На пост Министра может быть назначен египтянин, достигший тридцатилетнего возраста по христианскому календарю, пользующийся всеми гражданскими и политическими правами.
Статья 138
Прежде чем приступить к исполнению своих служебных обязанностей, члены Правительства приносят перед Президентом Республики следующую присягу:
«Клянусь Великим Аллахом честно охранять республиканский строй, уважать Конституцию и Закон, неустанно проявлять заботу об интересах народа».
Статья 139
Министру не разрешается в период пребывания на своем посту заниматься какой-либо свободной профессией, торговой, финансовой или промышленной деятельностью, покупать или арендовать какое-либо государственное имущество, сдавать в аренду или продавать государству свое имущество или производить имущественный обмен с государством.
Статья 140
Президент Республики и Национальное собрание имеют право возбуждать против Министра судебное преследование за правонарушение, совершенное им при исполнении служебных обязанностей. Решение Национального собрания о возбуждении преследования против какого-либо Министра может быть принято к рассмотрению по предложению не менее пяти его членов. Решение о возбуждении преследования выносится большинством в две трети голосов членов Национального собрания.
Статья 141
Министр, против которого возбуждено преследование, отстраняется от выполнения своих служебных обязанностей до окончания рассмотрения его дела. Прекращение выполнения Министром своих обязанностей не препятствует возбуждению против него судебного преследования или продолжения уже начатого против него судебного разбирательства.
Законом предусматривается образование специального суда для разбирательства дел по обвинению Министров и определяется порядок ведения судопроизводства такого суда.
Статья 142
Члены Правительства и заместители Министров могут быть членами Национального собрания.
Статья 143
Члены Национального собрания могут назначаться на должности парламентских заместителей Министров. Закон определяет относящиеся к ним положения.
Раздел 3. Национальная оборона
а) Совет национальной обороны
Статья 144
Учреждается орган, именуемый Советом национальной обороны, председателем которого является Президент Республики.
Статья 145
B компетенцию Совета национальной обороны входит рассмотрение вопросов, относящихся к средствам обеспечения безопасности страны и неприкосновенности ее территории. Закон определяет также другие полномочия Совета национальной обороны.
б) Вооруженные силы
Статья 146
Право организации Вооруженных сил принадлежит только государству.
Никакой организации или обществу не разрешается создавать свои военные или полувоенные формирования.
Статья 147
Государство в соответствии с законом организует обучение молодежи военному делу и формирует Национальную гвардию.
Статья 148
Всеобщая мобилизация проводится в соответствии с законом.
Статья 149
Закон определяет порядок службы и продвижения по службе офицерского состава Вооруженных сил.
Раздел 4. Местная администрация
Статья 150
Объединенная Арабская Республика делится на административные единицы. За каждой из них или целой их группой признается в соответствии с законом право юридического лица.
Статья 151
B компетенцию представительных органов административных единиц входят все вопросы, касающиеся этих единиц, они способствуют осуществлению государственного плана, а также имеют право в соответствии с законом создавать разного рода экономические, социальные и медицинские предприятия и учреждения, и руководить их деятельностью.
Часть 4. Судебная власть
Статья 152
Судьи независимы, при отправлении правосудия они подчиняются только закону. Никакие власти не могут вмешиваться в судопроизводство или в отправление правосудия.
Статья 153
Закон учреждает различные судебные органы и определяет их компетенцию.
Статья 154
Заседания судов проходят при открытых дверях, за исключением случаев, когда суд решает провести закрытое заседание в интересах общественного порядка или нравственности.
Статья 155
Приговоры судов выносятся и приводятся в исполнение именем Нации.
Статья 156
В соответствии с законом, судьи несменяемы.
Статья 157
Закон определяет условия назначения судей, их перемещения по службе и применяемые к ним меры дисциплинарного взыскания.
Статья 158
Законом учреждается должность Генерального прокурора, устанавливаются его полномочия и отношения с судебными органами.
Статья 159
Порядок назначения и смещения чинов прокуратуры при судах, а также применяемые к ним меры дисциплинарного взыскания определяются законам.
Статья 160
Закон предусматривает организацию трибуналов государственной безопасности, определяет их юрисдикцию, а также условия, которым должны удовлетворять их члены.
ГЛАВА V. ОБЩИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 161
Столицей Объединенной Арабской Республики является город Каир.
Статья 162
Закон определяет государственный флаг и положения, относящиеся к нему.
Закон определяет также государственный герб и положения, относящиеся к нему.
Статья 163
Закон распространяется лишь на действия, имевшие место после его вступления в силу, и обратной силы не имеет. Однако по решению большинства членов Национального собрания закон может иметь обратную силу, за исключением статей, предусматривающих уголовные наказания.
Статья 164
Законы опубликовываются в «Официальной газете» в течение двух недель со дня их принятия.
Статья 165
Президент Республики и Национальное собрание имеют право вносить предложения о внесении изменений в одну или несколько статей Конституции с указанием статей, которые подлежат пересмотру. Эти предложения должны быть мотивированы.
Если такое предложение исходит от Национального собрания, то оно должно быть подписано не менее чем одной третьей членов Собрания.
Во всех случаях Национальное собрание обсуждает в принципе вопрос о внесении изменений и принимает решение по нему большинством голосов. В случае отклонения указанного предложения повторное предложение о внесении изменений в те же статьи Конституции не может быть внесено в течение года со дня отклонения предложения.
В случае если Национальное собрание одобрит в принципе предлагаемые изменения, оно в течение двух месяцев после этого одобрения обсуждает статьи, в которые предполагается внести изменения, и если это изменение будет одобрено большинством в две трети голосов, оно вступает в силу со дня одобрения.
Статья 166
Все предложения, предусмотренные законами, декретами, указами и инструкциями, действовавшие до момента принятия настоящей Конституции, остаются в силе. Однако вместе с тем допускается их отмена или изменение в соответствии с правилами и положениями, предусмотренными настоящей Конституцией.
ГЛАВА VI. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 167
Первая очередная сессия Национального собрания с момента вступления в силу данной Конституции распускается в последнюю неделю июня 1964 г. Однако сессия не может быть распущена до утверждения бюджета.
Статья 168
Срок полномочий Президента Республики, находящегося в настоящее время при исполнении своих обязанностей, истекает 26 марта 1965 г.
Статья 169
Прекращается действие Временной Конституции, изданной 13 числа месяца шаабана 1377 г. хиджры, что соответствует 5 марта 1958 г., а также действие Конституционной декларации о политической организации Высших органов государственной власти, принятой 28 числа месяца второго рабиа 1382 г. хиджры, что соответствует 27 сентября 1962 г.