Проект конституции Иракского курдистана

Парламент Курдистана – Ирак

Проект Конституции
региона Курдистан – Ирак

Одобрено Парламентом Курдистана – Ирак
24 июня 2009

Во имя Господа, Самого Милостивого, Самого Милосердного

Преамбула

Мы, народ иракского Курдистана,
Подтверждая, что несколько поколений нашего народа страдали от угнетения, преследования, тирании и геноцида, лишались своих прав на свободу, равенство и справедливость, которыми Господь наделил все человечество; страдали от преступлений против человечества и этнической чистки, которые были беспрецедентными событиями в истории; пережили перемещение около четырех тысяч пятисот деревень и изменение демографического состава в крупных частях иракского Курдистана путем насильственного перемещения их населения, принуждения к изменению национальности, использования химического оружия и другого запрещенного на международном уровне оружия против гражданского населения в городе Халабча, Балисан, Гармян, Бахдинан и других районах, а также гибель тысяч курдов от химических испытаний и кампаний геноцида, после которых оставшиеся покинули Ирак, и их иракская национальность была истреблена, после чего последовали новые кампании геноцида, включая более восьми тысяч пострадавших Баразнис, и операция истребления Анфал, от которой пострадало более 182 тысяч людей.
Почитая лидеров и символы Курдского Освободительного Движения, борцов Пешмерга и отверженных мучеников; ценя жертвы, которые они принесли за свободу, защиту нашего достоинства, нашей нации и охраны нашего права на определение своей судьбы по своему усмотрению, уважая миссию, цели и ценности, которые они отстаивали; стремясь создать развитое и гражданское курдское общество, которое гордится этническими и религиозными группами, использует энергию граждан и поддерживает дух братства и терпимости; стремясь построить Курдистан в качестве государства, единого для всех, основанного на демократических ценностях, принципах прав человека, верховенстве закона и справедливости; стремясь к надлежащему руководству, основанному на свободной воле, воплощает наши надежды, уважает наши жертвы, чтобы наш выбор стал единым, и наши стремления, стать федеральным Регионом в рамках Федерального Государства Ирака, совпадали с другими группами народа Ирака и национальными силами силами иракского Курдистана; в качестве воплощения нашего стремления и исполнения наших целей мы принимаем настоящую Конституцию.

Раздел Первый
Основные Принципы
Статья 1:
Регион иракского Курдистана – это регион в рамках Федерального Государства Ирака. Это демократическая республика с парламентской политической системой, которая основывается на политическом плюрализме, принципе разделения власти и мирной передачи власти путем прямых, всеобщих и периодических выборов посредством тайного голосования.
Статья 2:
1.
Регион иракского Курдистана – это географическое историческое образование, состоящее из провинции Дохук с существующими административными границами, Киркук, Сулаймани, Эрбил, округов Акрах, Шайхан, Синджар, Талкаиф, Каракуш, поселков Замар, Баашеека и Аски Калак из провинции Ниневех, округов Ханакеен и Мандали из провинции Дийала с административными границами до 1968.
2.
Политические границы Региона определяются на основании Статьи 140 Федеральной Конституции.
3.
В рамках Региона иракского Курдистана не может создаваться никакой новый регион.
Статья 3:
1.
Народ является источником власти и основой ее законности: такая власть должна реализовываться народом через конституционные институты. Конституция и законы Региона Курдистан независимые и заменяют собой все законы, принятые иракским правительством за пределами исключительной юрисдикции Федеральной Республики Ирак.
2.
В соответствии со Статьей 115 и Параграфа 2 Статьи 121 Федеральной Конституции, в случае, если федеральный закон затрагивает вопросы в рамках исключительной юрисдикции федеральных властей, указанной в Статье 110 Федеральной Конституции, или другие вопросы за пределами такой юрисдикции, он не должен ущемлять суверенитет и верховенство Конституции и законов Региона Курдистан, а также не должен ущемлять полномочия властей Региона.
Статья4:
Парламент Курдистана может принять в Регионе любой федеральный закон, который находится за пределами исключительной юрисдикции федеральных властей, согласно Статье 110 Федеральной Конституции Республики Ирак.
Статья 5:
Народ Региона Курдистан состоит из курдов, арабов, халдо-ассирийско-сирийская нации, армян и других лиц, которые являются гражданами Курдистана.
Статья 6:
Настоящая Конституция признает и уважает исламскую идентичность большинства народа иракского Курдистана. Она считает принципы Исламского Шариа в качестве основных источников законодательства. Подобно этому, настоящая Конституция поддерживает и уважает все религиозные права христиан, езидов и других, и гарантирует каждому жителю Региона свободу верований и свободу осуществления религиозных обрядов и церемоний. Не допускается:
1.
Принимать закон, который противоречит положениям основ Ислама.
2.
Принимать закон, который противоречит демократическим принципам.
3.
Принимать закон, который противоречит правам и основным свободам, предусмотренным настоящей конституцией.
Статья 7:
Народ иракского Курдистана имеет право определять свою судьбу, и он сделать выбор стать федеральным Регионом в пределах Ирака до тех пор, пока Ирак соблюдает федеральную, демократическую, парламентскую и плюралистическую систему, а также права человека и групп, предусмотренные Федеральной Конституцией.
Статья 8:
1.
Международные договора и соглашения, которые Федеральное Правительство заключает с любым иностранным государством или стороной и которые затрагивают статус или права Региона Курдистан, вступают в силу в Регионе, если такие договора и соглашения получают одобрение абсолютного большинства членов Парламента Курдистана.
2.
Договора и соглашения, которые Федеральное Правительство заключает с иностранными государствами, не имеют силу в Регион Курдистана, если они затрагивают вопросы за пределами исключительной юрисдикции Федерального Правительства, в соответствии со Статьей 110 Федеральной Конституции, если абсолютное большинство членов Парламента Курдистана не одобряет исполнение такого договора и соглашения в Регионе.
3.
Регион Курдистана имеет право заключать соглашения с иностранными государствами или Регионами в рамках иностранных государств относительно вопросов, которые не являются исключительной юрисдикцией федеральных властей, согласно Статье 110 Федеральной Конституции.
4.
Соглашение, заключенное между Регионом Курдистана и правительствами иностранных государств, должно передаваться Федеральному Правительству для одобрения. Такое соглашение не может вступить в силу, если Федеральное Правительство отказывается одобрить его на законных основаниях.
Статья 9:
Относительно Федерального Правительства, Регион имеет фундаментальное и конституционное право на:
1.
Справедливую долю федеральных доходов, включая международные гранты, помощь и ссуды, предусмотренные Статьями 106 и 112 Федеральной Конституции. Такая доля определяется в соответствии с принципом географической пропорциональности и равенства, принимая во внимание политику геноцида, пожары и разрушения, от которых страдал иракский Курдистан во время предыдущих режимов и которые лишили его народ законных прав.
2.
Справедливое участие, в сбалансированном и пропорциональном порядке, в управлении различными институтами федерального государства, научных делегациях и грантах, делегациях, региональных и международных конференциях. Согласно Статье 105 Федеральной Конституции, на должности ведомств Федерального Правительства, которые расположены в Регионе Курдистана, должны назначаться граждане Региона.
Статья 10:
Город Эрбил (Hewler) является столицей Региона Курдистан. Парламент может выбрать другой город Курдистана в качестве столице.
Статья11:
1.
Регион иракского Курдистана имеет свой флаг, который должен развиваться рядом с федеральным флагом. Регион Курдистана имеет свой национальный герб, национальный гимн и Национальный День (Noruz), что должно регулироваться законом.
2.
Флаг состоит из красного, белого и зеленого цветов. Посередине находится солнце с двадцатью одним лучом. Размеры флага и значение составляющих определяется законом.
3.
Необходимо принять закон для регулирования официальных праздников, знаки различия и медали.
Статья 12:
Оборонительные силы Пешмерга должны охранять Регион Курдистана согласно пункту 5 Статьи (121) Федеральной Конституции. Организация и обязанности этих сил регулируется законом. Вооруженные подразделения могут формироваться только на основании закона.
Статья 13:
Налоги и сборы в Регионе Курдистана могут вводиться, изменяться или отменяться только на основании одобрения Парламента Курдистана, который должен принять закон в этом отношении.
Статья 14:
1.
Курдский и арабский язык являются официальными языками Региона Курдистан, Настоящая Конституция гарантирует право граждан Региона Курдистан обучать своих детей на родном языке, включая турецкий, ассирийский и армянский языки, в образовательных институтах правительства и в соответствии с педагогическими принципами.
2.
Наряду с курдским и арабским языками, турецкий и ассирийский языки должны быть официальными языками в административных округах, население которых составляет, в основном, носители турецкого и ассирийского языков. Эти аспекты должны регулироваться законом.
3.
Относительно официального языка необходимо принять Статью 4 Федеральной Конституции, если существует законная возможность применять ее положения в Регионе Курдистана.
Статья 15:
Регион Курдистана должен принять конкурентоспособную законную рыночную экономику, которая поощряет экономическое развитие, основанное на современных методах, а также государственные и частные инвестиции. Монополии запрещены, кроме случаев регулирования их деятельности законом.
Статья16:
В свете ответственности перед настоящими и будущими поколениями, все власти Регион должны защищать окружающую среду, базисные средства к существованию, природную и человеческую окружающую среду в Регионе Курдистана. Закон должен регулировать создание защищенных районов, диких районов, природных и общественных парков, дикую и девственную природу, растения и животные, а также их охрану в природном состоянии. Закон запрещает возведение зданий или другую механическую деятельность в этих зонах.
Статья 17:
1.
Общие источники и компоненты природных ресурсов, поверхностные и грунтовые воды, неизвлеченные минералы, карьеры и рудники являются государственными ресурсами. Закон, который защищает такие ресурсы для настоящих и будущих поколений, должен регулировать добычу, разработку или управление такими ресурсами, а также условия их распределения.
2.
Земли и государственная собственность в Регионе являются собственностью народа Курдистана. Закон должен регулировать их распределение и использование.
Раздел Второй
Основные Права
Глава 1
Гражданские и Политические Права
Статья 18 – Обязательство и Реализация:
1.
Законодательная, исполнительная и судебная власти Региона Курдистан должны охранять основные права, перечисленные в настоящей конституции, считая их основным элементом законодательства, которое должно исполняться и применяться, поскольку это основные права граждан Региона.
2.
Положения, связанные с основными правами, перечисленными в настоящей Конституции, обязательные для всех физических и юридических лиц, с учетом природы права и природы обязанности, налагаемой настоящим правом.
3.
В Регионе Курдистана основные права, предоставленные настоящей Конституцией физическим лицам, также должны предоставляться юридическим лицам, в случае применимости.
Статья 19- Свобода, жизнь и достоинство:
1.
Власти Регион Курдистана должны уважать и охранять достоинство человека.
2.
Каждый имеет право на жизнь и свободу. Такие права могут отниматься или ограничиваться только на основании закона.
3.
Запрещено использование физических или психологически пыток, демонстрация нечеловеческого или унижающего отношения или привлечение к научным, медицинским или другим испытаниям без свободного согласия. Признание, сделанное под влиянием принудительных мер, таких как заточение, пытки, угрозы и запугивание, не имеет силы. Любое лицо, которое подвергалось пыткам, жестокому и унижающему обращению, имеет право получить компенсацию за нанесенный физический и моральный ущерб.
4.
Лицо не может принуждаться к труду, за исключением, государственной службе, которая применяется ко всем согласно закону.
5.
Принудительный труд может налагаться только на основании распоряжения в случае тюремного заключения.
6.
Любое лицо имеет право на личную безопасность.
7.
Любое лицо имеет право на уважение его частной жизни, семьи, дома и средств связи. Жилища и подобные помещения пользуются неприкосновенностью; проникновение, обыск или наблюдение за жилищем возможно только на основании ордера согласно закону. Кроме этого, запрещено обыскивать лицо или его имущество без ордера.
8.
Любое лицо имеет право заключать брак и создавать семью. Брак может заключаться только при наличии добровольного согласия обеих сторон.
9.
В вопросах религии не может быть принуждения. Любое лицо имеет право на свободу религии, верований, мысли и сознания. Правительство Региона должно гарантировать свободу мусульман, христиан, езидов и других для поклонения и реализации обрядов своих решений без вмешательства. Правительство Региона должно гарантировать священность храмов, церквей и мест поклонения. С целью охраны их священности и святости их посланий, партиям, группам и лицам запрещено использовать храмы, церкви или места поклонения в качестве мест для партийной деятельности или политической деятельности.
10.
Любое лицо имеет право на свободу самовыражения. Должна быть гарантирована свобода и разнообразие прессы и других СМИ. Такое право не должно применяться с целью клеветы, нарушения прав других, профанации, провокации к насилию или разжигания вражды между группами народа Курдистана.
11.
Право на доступ к информации должно гарантироваться законом.
12.
Правительство Региона должно гарантировать свободу коммуникаций и корреспонденции по почте, телеграфу, телефону и электронным средствам. Такие коммуникации и корреспонденция не могут подвергаться наблюдению, записи или раскрытию, кроме случая выполнения требований закона, безопасности или судебного решения.
13.
Правительство Региона Курдистан несет ответственность за благосостояние молодежи, развития возможностей и способностей молодого поколения и поощрения ее инициатив. Правительство должно создать институты, необходимые для обучения молодежи и передачи им всемирных научных и технологических достижений, чтобы она могла играть эффективную роль в обществе и инвестировать свои таланты в экономическое, социальное и научное развитие. Правительство должно разработать программы и планы для достижения данной цели.
14.
Любой гражданин имеет право заниматься спортом. Правительство Региона Курдистан должно поощрять спортивную деятельность, создавать специализированные спортивные институты и необходимые для них требования.
15.
Творческое и литературное выражение и научные исследования должны быть свободными от любых ограничений. Академическая свобода для проведения научных исследований должна гарантироваться и поощряться. Университеты и научные центры должны поддерживаться и спонсироваться; их священность охраняется, а элементы их морального характера гарантируются. Их административный аппарат должен развиваться на децентрализованной основе.
16.
Правительство Региона несет ответственность за защиту интеллектуальной собственности, авторских прав, прав публикаций, патентов и зарегистрированных торговых марок.
17.
1- Любое лицо имеет право проводить митинги, создавать ассоциации, лиги и союзы. Власти Региона борются за поддержку роли гражданских общественных организаций и их независимость. Тем не менее, любое лицо имеет право проводить мирные демонстрации и страйки в соответствии с законом.
2- Ассоциации, цели и работа которых противоречит принципам настоящей Конституции законов или которые принимают меры против мирного сосуществования или сближения этнических или религиозных групп народа Курдистана – Ирак.
18.
1- Свобода на создание партий должна гарантироваться и регулироваться законом, при этом внутренние процедуры, организации и деятельность партии, а также права ее членов должны соответствовать основным принципам демократии и прав человека, а также положениям настоящей Конституции. Партия также должна уважать флаг Курдистана и национальный герб.
2- Партия не может быть отделением иностранной партии или не может руководствоваться иностранными интересами или образованиями.
3- Считается, что партия нарушает Конституцию, если она с помощью своих целей, деятельности или поведения своих последователей стремится нарушить основную демократическую систему Региона Курдистан или свергнуть такую систему; или если она стремится с помощью вышеуказанных методов нарушить единство Региона или мирное сосуществование этнических и религиозных групп. Конституционный Суд обладает юрисдикцией для принятия решений (независимо от того, считается ли, что партия нарушила Конституцию), и он должен принимать такое решение в свете предполагаемого конституционного нарушения или масштабов опасности.
4- Запрещен любой подход, который принимает, разжигает, способствует, восхваляет, поддерживает или оправдывает этническое или сектантское очищение, также как запрещена любая шовинистическая, фашистская, расистская, террористическая или атеистическая идеология. Власти иракского Курдистана обязана бороться с терроризмом во всех формах и работать для защиты от превращения территории Региона в центр, ворота или платформу для террористической деятельности.
5- Партия должна раскрывать соответствующим органам власти, указанным в законе, информацию о своих доходах и источниках финансирования, а также порядке их использования.
19.
Коллективное изгнание запрещено.
20.
В рамках закона любое лицо имеет право владеть, наследовать или завещать свое имущество, которое он приобрел на законных основаниях. Частная собственность должна защищаться. Она не может быть конфискована или изъята, кроме случаев, когда это проводится в государственных интересах и в соответствии с законом, который предусматривает справедливую и быструю компенсацию, которая подлежит оплате не позднее дня изъятия, если владелец не предоставляет свое согласие в письменной форме.
Статья 20: Равенство
1.
Все равны перед законом.
2.
Запрещены все формы дискриминации на основе расы, цвета кожи, пола, языка, социального происхождения, национальности, происхождения, религии, верований, убеждений, возраста, социального, политического или экономического статуса. Принцип равенства не должен препятствовать возмещению за последствия прошлой несправедливости во время предыдущих режимов в отношении граждан Курдистана, его этнических, религиозных и лингвистических групп.
3.
Мужчины и женщины равны перед законом. Правительство Региона должно стремиться к устранению препятствий к равенству во всех сферах жизни, гражданских, политических, социальных, культурных и экономических правах. Правительство Региона гарантирует всем реализацию своих прав, предусмотренных настоящей конституцией и международными хартиями, подписанными государством Ирак.
Статья 21 – Права гражданства:
1.
Любой гражданин в возрасте от 18 лет имеет право голосовать на любых выборах или референдуме, организованных в районе их проживания в рамках Региона Курдистана.
2.
Любой гражданин в возрасте от 18 лет имеет право занимать государственную должность.
3.
Свободу местожительства, передвижений и путешествий гарантируется в рамках закона.
4.
Каждый гражданин имеет право подать жалобу или ходатайство органам Региона, которые не могут отказать в ее принятии. Любое лицо, подавшее жалобу или ходатайство, имеет право на скорый ответ. Отказ предоставить такой ответ или задержка в предоставлении ответа без законных оснований влечет за собой ответственность, предусмотренную законом.
Статья 22 – Право на справедливое судебное разбирательство
1.
Следственный орган должен предоставить документы предварительного расследования компетентному судье в течение срока, не превышающего двадцать четыре часа с момента ареста обвиняемого. Данный срок может продлеваться только один раз, на дополнительные двадцать четыре часа.
2.
Задержание лиц запрещено. Лицо может быть арестовано или задержано только в соответствии с законом и на основании приказа компетентного судебного органа. Любое арестованное лицо должно быть проинформировано, немедленно и на его языке, об обвинениях, которые выдвигаются против него. Арестованное лицо имеет право на адвоката. В ходе расследования и судебного разбирательства, суд должен назначить адвоката за счет Правительства для защиты обвиняемого, против которого выдвигается обвинение в совершении малозначительного или серьезного правонарушения или у которого нет адвоката для защиты.
3.
Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказан в ходе справедливого и законного судебного разбирательства. После освобождения обвиняемый не может привлекаться к судебной ответственности по тому же обвинению, кроме случаев, когда возникают новые доказательства.
4.
Любое лицо имеет право на справедливое и быстрое судебное разбирательство перед компетентным судом.
5.
Действие считается преступлением, и наказание налагается только в соответствии с законом. Лицо не может быть осуждено за действие или бездействие, которое на момент его совершения не представляло собой преступление.
6.
1- закон не имеет обратной силы, кроме случаев, когда это указано в законе. Это положение не применяется к налогам и сборам.
2- уголовное право не имеет обратной силы, кроме случаев, когда это выгодно для обвиняемого.
7.
Наказание должно быть индивидуальным.
8.
Не может быть предусмотрено более строгое наказание чем то, которое действовало в момент совершения уголовного преступления.
9.
Любое лицо не может привлекаться к ответственности и наказанию за преступление, за которое оно уже привлекалось к ответственности и осуждалось в соответствии с законом.
10.
Гражданские лица не могут привлекаться к разбирательству перед военным судом.
11.
Любое лицо может быть задержано или заключено только в специально предусмотренных местах и в соответствии с законом. Такие места должны включать медицинское и социальное обслуживание и подчиняются власти Правительства.
12.
Религиозные верования и моральные принципы заключенных подлежат уважению.
Глава 2
Социальные и Экономические Права
Статья 23:
1.
Правительство Региона Курдистан несет ответственность за благосостояние семей мучеников освободительного движения народа Курдистан и благосостояние семей мучеников Пешмерга. Правительство также несет ответственность за благосостояние семей жертв кампании Аль-Анфал, жертв и инвалидов химических атак. Квалифицированные специалисты из таких групп и их дети должны пользоваться преимуществом при устройстве на работу, в соответствии с законом.
2.
Власти Региона Курдистан должны добиваться от Федерального Правительства Ирака выполнения своих конституционных, правовых и моральных обязательств перед жертвами, указанными в предыдущем параграфе, включая политических заключенных, которые пострадали от репрессий полиции, которые реализовывались последовательным центральным правительством, в форме компенсаций указанным жертвам и гарантирования их прав на медицинское обслуживание и определенные средства существования.
Статья 24:
1.
Любое лицо имеет право на уровень благосостояния, обеспечивающий достойную жизнь, включая продукты, еду и проживание.
2.
Любое лицо имеет право получать медицинское обслуживание, независимо от его платежеспособности.
3.
Любое лицо имеет право на социальное обеспечение, особенно в случае материнства, болезни, безработицы, травмы, неспособности, лишения работы по возрасту и потери средств к существованию по причинам, на которое данное лицо не может повлиять.
4.
Запрещено принуждение к работе без свободного согласия лица.
5.
Каждый работник имеет право на равную оплату равного труда. Отношения между работниками и работодателями должны регулироваться законом и основываться на экономической основе, с учетом правил социальной справедливости.
Статья 25:
Власти Региона должны обеспечить благосостояние лиц с физическими недостатками и особыми потребностями, а также их обучение в целях интеграции в общество. Такие вопросы должны регулироваться законом.
Статья 26:
Правительство Региона должно гарантировать право на формирование и свободное присоединение к профессиональным ассоциациям, союзам, организациям и федерациям. Такие вопросы должны регулироваться законом.
Статья 27- Образование и семья:
1.
Правительство Региона должно гарантировать бесплатное начальное, среднее и высшее образование. Правительство также должно гарантировать профессиональное обучение и техническое образование. Начальное образование должно быть обязательным.
2.
Правительство Региона должно возглавлять кампанию борьбы с неграмотностью.
3.
Семья – основная ячейка общества. Следовательно, матерей и детей необходимо защищать, а экономическая эксплуатация детей запрещена.
4.
Правительство Региона должно гарантировать создание специальных домов для защиты и заботы о женщинах, которые, по социальным причинам, потеряли семейную безопасность.
5.
Все формы дискриминации, насилия и оскорбления в обществе, школе и семье запрещены.
Статья 28- Права потребителей
Правительство Региона Курдистан должно защищать права потребителей. Оно должно создавать законные средства для предоставления потребителям возможностей защиты своих прав и создания ассоциаций и федераций потребителей.
Глава 3
Этнические и религиозные права разных групп Региона Курдистан
Статья 29:
Лица, принадлежащие к одной из этнических или религиозных групп, имеют право на законное признание их имен, а также право на использование традиционных местных названий мест на своем языке, соблюдая положения закона о языке в Регионе Курдистана.
Статья 30:
1.
Положения закона о личном статусе последователей одной религии не могут распространяться на последователей другой религии.
2.
Последователи немусульманских религий и сект, такие как христиане, езиды и другие, могут создавать свои религиозные советы и соблюдать положения закона о личном статусе, присущие их вере. Такие положения о личном статусе должны определяться законом, а дела о личном статусе должны рассматриваться судом личного статуса. Положения законом о личном статусе, присущие немусульманским религиям и сектам, должны оставаться в силе в Регионе Курдистана до тех пор, пока они не будут изменены или отменены законом.
Статья 31- Обязательство властей по гарантированию равенства
Ведомства в Регионе Курдистана должны гарантировать принцип равенства среди людей, принадлежащих к этническим и религиозным группам, и должны стремиться к достижению такого равенства. Ведомства должны создавать условия, которые обеспечат охрану идентичности таких этнических и религиозных групп, и должны предпринимать необходимые меры для укрепления этой идентичности.
Статья 32- Обязательство властей по предупреждению принудительного изгнания
1.
Власти в Регионе должны защищать лиц, принадлежащих к этническим и религиозным группам от любых мер, предусматривающих принудительное изгнание. Подобно этому, власти должны поддерживать и поощрять таких лиц к созданию своих лиг и ассоциаций.
2.
Правительство Региона Курдистан отвечает за предотвращение любых намеренных изменений в структуре населения в районах, которые населены этническими или религиозными группами. Такие положения не должны влиять на процесс справедливой компенсации за политику арабизации и принужденного перемещения, осуществляемого режимом Батист в иракском Курдистане, в частности в городе Киркук.
Статья 33:
Власти Региона Курдистана должны укреплять принцип взаимного уважения между всеми жителями Региона, в частности в сфере образования, СМИ и общей культуры. Власти должны создать необходимые условия для эффективного участия лиц, принадлежащих к этническими или религиозным группам, во всех сферах жизни.
Статья 34:
Любая религиозная группа Региона имеет право создавать совет для развития, организации и стимулирования всех культурных и социальных дел и их наследия. Такие вопросы должны регулироваться законом.
Статья 35:
Настоящая Конституция гарантирует национальную, культурную и административную автономию для турков, арабов и халдо-ассирийско-сирийская нации, если они составляют большинство населения. Такие вопросы должны регулироваться законом.
Статья 36:
Положения настоящей главы считаются дополнительными правами к правам этнических и религиозных групп, указанных в настоящей конституции.
Глава 4
Статья 37- Международные Соглашения, хартии и законы
Любое лицо имеет право пользоваться правами, указанными в международных соглашениях, хартиях, договорах и декларациях по правам человека, ратифицированными и принятыми Ираком. В дополнение, любое лицо имеет право пользоваться правами, гарантированными настоящей Конституцией и международным правом.
Статья 38- Ограничение Прав
1.
Никакие ограничения не могут налагаться на реализацию гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав или прав этнических и религиозных групп, признанных настоящей конституцией, кроме случаев, когда такие ограничения налагаются законом. Такие ограничения могут касаться сущности таких прав только в пределах, необходимых и приемлемых в демократическом и мирном обществе, построенном на разнообразии, достоинстве, равенстве и свободе. Любые ограничения, которые были введены и противоречат такому принципу, не имеют юридической силы.
2.

Страницы: 1 2 3

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.