Кодекс канонического права (Часть 2)

Титул V ОБ ИСПОВЕДАНИИ ВЕРЫ
Кан. 833 – Лично произносить исповедание веры согласно формуле, утверждённой Апостольским Престолом, обязаны:
1-е перед председателем или его уполномоченным — все те, кто участвует в работе Вселенского или поместного Собора, синода Епископов и диоцезного синода с решающим или совещательным голосом; сам же председатель — перед Собором или синодом;
2-е лица, возведённые в кардинальское достоинство согласно уставу священной Коллегии;
3-е перед уполномоченным от Апостольского Престола — все те, кого возводят в сан Епископа, а также лица, приравниваемые в правах с диоцезным Епископом;
4-е перед коллегией консультантов — диоцезный Администратор;
5-е перед диоцезным Епископом или его уполномоченным — генеральные, епископские и судебные Викарии;
6-е перед местным Ординарием или его уполномоченным — приходские настоятели, ректор, преподаватели богословия и философии в семинариях, приступающие к исполнению своих обязанностей, а также лица, возводимые в сан диакона;
7-е перед Главным Канцлером, а в его отсутствие перед местным Ординарием или его делегатами — ректор церковного или католического университета, приступающий к исполнению своих обязанностей; перед ректором, если он священник, либо перед местным Ординарием или перед их уполномоченными — преподаватели дисциплин, имеющих отношение к вере или нравственности, приступающие к исполнению своих обязанностей, в каких бы университетах они ни преподавали;
8-е настоятели в институтах монашествующих, составляемых духовенством, и в объединениях апостольской жизни — по нормам конституций.
КНИГА IV О СЛУЖЕНИИ ОСВЯЩЕНИЯ В ЦЕРКВИ
Кан. 834 – § 1. Служение освящения Церковь особым образом исполняет посредством священной литургии, являющейся также осуществлением священнического служения Иисуса Христа. В ней освящение людей выражается через чувственно воспринимаемые знаки и совершается свойственным каждому из них образом, и в ней же мистическое Тело Иисуса Христа, то есть Глава и его члены, осуществляет целокупное публичное богопочитание.
§ 2. Такого рода богопочитание имеет место тогда, когда оно исполняется от имени Церкви лицами, назначенными для этого законным образом, и посредством действий, утверждённых властью Церкви.
Кан. 835 – § 1. Служение освящения осуществляют прежде всего Епископы, которые суть верховные священники, первостепенные домостроители таин Божиих, а также руководители, вдохновители и блюстители всей литургической жизни в порученной им Церкви.
§ 2. Его осуществляют и пресвитеры, которые, также причаствуя священству Христа как Его служители под началом Епископа, принимают посвящение для совершения богопочитания и для освящения народа.
§ 3. Диаконы участвуют в совершении богопочитания согласно предписаниям права.
§ 4. К служению освящения причастны и прочие верные Христу, по-своему деятельно участвующие в литургических богослужениях, особенно в Евхаристическом. Особым образом в этом служении участвуют родители, проводя супружескую жизнь в христианском духе и обеспечивая христианское воспитание детей.
Кан. 836 – Поскольку христианское богопочитание, в котором осуществляется общее священнослужение верных Христу, представляет собою дело, проистекающее из веры и на ней основанное, то священнослужители пусть усердно стараются пробуждать и разъяснять её, прежде всего через служение сдува, порождающее и питающее веру.
Кан. 837 – § 1. Литургические действия суть не частные действия, но свершения самoй Церкви, являющей собою “таинство единства”, то есть святой народ, собранный и руководимый под началом Епископов. Поэтому литургические действия принадлежат всему телу Церкви, являют и созидают его; отдельных же его членов они касаются по-разному, в зависимости от разнообразия их чинов, служений и деятельного участия.
§ 2. Поскольку литургические действия по самой своей природе требуют, чтобы их совершали сообща, то по возможности их следует совершать при стечении и деятельном участии верных Христу.
Кан. 838 – § 1. Руководство священной литургией зависит исключительно от власти Церкви, которой располагает Апостольский Престол и, по нормам права, диоцезный Епископ.
§ 2. Задача Апостольского Престола — руководить священной литургией во всей Церкви, издавать литургические книги и утверждать их переводы на современные языки той или иной страны, а также следить за тем, чтобы литургические правила верно соблюдались повсюду.
§ 3. Дело конференций Епископов — готовить переводы литургических книг на современные языки той или иной страны, производя их надлежащую переработку в пределах, установленных в самих литургических книгах, а также издавать их по предварительному утверждению Апостольского Престола.
§ 4. Дело диоцезного Епископа в порученной ему Церкви — в пределах своих полномочий устанавливать общеобязательные нормы в литургических предметах.
Кан. 839 – § 1. Служение освящения Церковь исполняет и иными средствами: как молитвами, в которых она просит Бога о том, чтобы верные Христу были освящены в истине, так и делами покаяния и милосердия, немало способствующими укоренению и укреплению Царства Христова в человеческих душах и спасению мира.
§ 2. Пусть местные Ординарии заботятся о том, чтобы молитвы, а также благочестивые и священные практики христианского народа полностью соответствовали нормам Церкви.
ЧАСТЬ I О ТАИНСТВАХ
Кан. 840 – Таинства Нового Завета, установленные Господом Христом и вверенные Церкви, будучи действиями Христа и Церкви, являются знаками и средствами, благодаря которым выражается и укрепляется вера, воздаётся почитание Богу и совершается освящение людей, а потому они в высшей степени способствуют созданию, укреплению и внешнему проявлению церковного общения. Поэтому при их совершении и священнослужители, и прочие верные Христу должны выказывать крайнее благоговение и надлежащее тщание.
Кан. 841 – Поскольку таинства одинаковы для всей Церкви и принадлежат к Божественной сокровищнице, одна лишь верховная власть Церкви может утверждать или определять то, что требуется для их действительности. Ей, а также иной власти, полномочной по нормам кан. 838, §§ 3 и 4, принадлежит и право решать вопросы, относящиеся к законному совершению, преподанию и принятию таинств, а также к порядку, которого следует придерживаться при их совершении.
Кан. 842 – § 1. Лицо, не принявшее крещения, не может быть допущено к остальным таинствам.
§ 2. Таинства крещения, миропомазания и святейшей Евхаристии столь тесно связаны между собою, что для полного христианского посвящения требуются они все.
Кан. 843 – § 1. Священнослужители не могут отказать в таинствах тем, кто подобающим образом о них просит, кто должным образом настроен и кому право не запрещает их принимать.
§ 2. На душепастырей и на других верных Христу возлагается следующая обязанность: в пределах их церковной должности заботиться о том, чтобы те, кто испрашивает таинств, были подготовлены к их принятию надлежащим наставлением в Евангелии и катехизисе, с учётом норм, изданных полномочной властью.
Кан. 844 – § 1. Служители-католики правомерно преподают таинства только верным Христу католикам, которые равным образом правомерно принимают их только от служителей-католиков. При этом остаются в силе предписания §§ 2, 3 и 4 настоящего канона, а также кан. 861, § 2.
§ 2. Всякий раз, когда этого требует необходимость или к этому склоняет подлинная духовная польза, причём отсутствует опасность заблуждения или безразличия, тем верным Христу, которые физически или морально не могут обратиться к служителю-католику, позволяется принимать таинства покаяния, Евхаристии и помазания больных от служителей-некатоликов, в Церкви которых вышеуказанные таинства существуют действительным образом.
§ 3. Служители-католики правомерно преподают таинства покаяния, Евхаристии и помазания больных членам Восточных Церквей, не находящихся в полном общении с католической Церковью — если последние сами о том попросят и будут настроены подобающим образом. Это положение имеет силу и в отношении членов других Церквей, которые, по суждению Апостольского Престола, находятся в равных условиях с вышеуказанными Восточными Церквами в том, что касается таинств.
§ 4. Если налицо будет опасность смерти или, по суждению диоцезного Епископа либо конференции Епископов, к тому будет понуждать иная острая необходимость, то служители-католики правомерно преподают те же таинства и другим христианам, не имеющим полного общения с католической Церковью, которые не смогут обратиться к служителю своей общины и сами об этом попросят, если только они проявят католическую веру в отношении этих таинств и будут настроены подобающим образом.
§ 5. Относительно тех случаев, о которых говорится в §§ 2, 3 и 4, диоцезный Епископ или конференция Епископов не должны предписывать общих норм без предварительной консультации с полномочной властью — по крайней мере, местной — некатолической Церкви или общины, заинтересованных в данном вопросе.
Кан. 845 – § 1. Таинства крещения, миропомазания и рукоположения, налагающие неизгладимую печать, не могут совершаться повторно.
§ 2. Если после тщательно проведённого расследования ещё остаётся благоразумное сомнение относительно того, не были ли на деле или действительным образом преподаны таинства, о которых говорится в § 1, то их следует преподать условно.
Кан. 846 – § 1. При совершении таинств надлежит верно придерживаться литургических книг, утверждённых полномочной властью. Поэтому никому не следует по собственному усмотрению что-либо в них добавлять, опускать или изменять.
§ 2. Пусть служитель преподаёт таинства согласно своему обряду.
Кан. 847 – § 1. При совершении таинств, в которых следует применять священный елей, служитель должен пользоваться священным елеем, полученным из оливы или из иных растений, который освятил или благословил, причём недавно, Епископ — хотя в силе остаётся предписание кан. 999, 2-е; старым же елеем можно пользоваться только в случае необходимости.
§ 2. Приходскому настоятелю следует получать священный елей у своего Епископа и тщательно хранить его в подобающем месте.
Кан. 848 – Кроме пожертвований, размер которых определяется полномочной властью, пусть служитель ничего н просит за совершение таинств, неизменно заботясь о том, чтобы из-за своей бедности нуждающиеся не лишились помощи, подаваемой таинствами.
ТИТУЛ I О КРЕЩЕНИИ
Кан. 849 – Крещение, врата таинств, принятое на деле или хотя бы в намерении, необходимо для спасения: благодаря ему люди избавляются от грехов, возрождаются в детей Божиих и, уподобившись Христу неизгладимой печатью, включаются в тело Церкви. Оно действительным образом преподаётся только через омовение в настоящей воде, сопровождаемое надлежащей словесной формулой.
Глава I О СОВЕРШЕНИИ КРЕЩЕНИЯ
Кан. 850 – Крещение преподаётся согласно порядку, предписанному в утверждённых литургических книгах — за исключением случаев настоятельной необходимости, когда следует соблюдать лишь то, что требуется для действительности таинства.
Кан. 851 – Необходимо, чтобы совершение крещения было должным образом подготовлено, а потому:
1-е взрослого, намеревающегося принять крещение, следует допустить к катехуменату и по возможности постепенно подвести к посвящению в таинство согласно порядку посвящения, выработанному конференцией Епископов, а также особым нормам, изданным ею;
2-е родителей крещаемого ребёнка, а также тех, кто возьмёт на себя обязанности восприемников, следует надлежащим образом просветить относительно значения этого таинства и тех обязательств, которые оно за собой влечёт. Пусть приходской настоятель лично или через других лиц позаботится дать родителям должные наставления посредством пастырских увещаний, а также общей молитвы, собирая сразу несколько семей, а по возможности и посещая их.
Кан. 852 – § 1. Предписания, содержащиеся в канонах о крещении взрослых, прилагаются ко всем тем, кто вышел из детского возраста и способен к разумному суждению.
§ 2. Человек, не находящийся в здравом рассудке, приравнивается к ребёнку и в том, что касается крещения.
Кан. 853 – Кроме случаев необходимости, вода, используемая при крещении, должна быть освящена в соответствии с предписаниями литургических книг.
Кан. 854 – Крещение совершается либо погружением, либо обливанием, согласно предписаниям конференции Епископов.
Кан. 855 – Пусть родители, восприемники и приходской настоятель проследят за тем, чтобы не давалось имя, чуждое христианскому духу.
Кан. 856 – Хотя крещение может совершаться в любой день, всё же рекомендуется, чтобы в обычном порядке оно совершалось в воскресенье или, по возможности, на Пасхальной всенощной.
Кан. 857 – § 1. Кроме случаев необходимости, надлежащим местом крещения является церковь или молитвенное помещение.
§ 2. Следует принимать за правило, что взрослому надлежит креститься в своей приходской церкви, а ребёнку — в приходской церкви его родителей, если только оправданная причина не склонит к иному.
Кан. 858 – § 1. В каждой приходской церкви должна быть крещальная купель, хотя при этом остаётся в силе совокупное право, приобретённое ранее другими церквями.
§ 2. Местный Ординарий, выслушав мнение местного приходского настоятеля, ради удобства верных может позволить или повелеть, чтобы купель имелась и в другой церкви или молитвенном помещении, расположенном в пределах прихода.
Кан. 859 – Если из-за больших расстояний или в силу иных обстоятельств крещаемый не может без значительных неудобств прибыть или быть доставленным в приходскую церковь или в другую церковь либо молитвенное помещение, о которых говорится в кан. 858, § 2, то крещение можно и дoлжно преподать в другой церкви или молитвенном помещении, находящихся ближе, или даже в каком-либо другом подобающем месте.
Кан. 860 – § 1. Кроме случаев необходимости, крещение не следует преподавать в частных домах, если только местный Ординарий не разрешит этого по веской причине.
§ 2. Если диоцезный Епископ не распорядится иначе, то крещение не следует совершать в больницах, если только к этому не вынудит необходимость или какая-либо иная пастырская причина.
Глава II О СЛУЖИТЕЛЕ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ
Кан. 861 – § 1. Ординарные служители таинства крещения суть Епископ, пресвитер и диакон, причём остаётся в силе предписание кан. 530, 1-е.
§ 2. Если ординарный служитель отсутствует или перед ним встают препятствия, то крещение правомерно преподаёт катехист или другое лицо, назначенное для этого местным Ординарием; более того: в случае необходимости это может сделать каждый человек, движимый надлежащим намерением. Душепастыри же, особенно приходской настоятель, пусть позаботятся о том, чтобы верные Христу были научены правильному порядку крещения.
Кан. 862 – Кроме случаев необходимости, никому не разрешается без надлежащего позволения преподавать крещение на чужой территории, даже своим подчинённым.
Кан. 863 – О предстоящем крещении взрослых, достигших по крайней мере четырнадцатилетнего возраста, следует уведомить диоцезного Епископа, чтобы он мог преподать крещение сам, если сочтёт это целесообразным.
Глава III О КРЕЩАЕМОМ
Кан. 864 – Принять крещение способен каждый человек — но лишь при том условием, что он ещё не окрещён.
Кан. 865 – § 1. Чтобы взрослый мог быть окрещён, необходимо, чтобы он выразил желание принять крещение, получил достаточные наставления об истинах веры и о христианских обязанностях, а также был испытан в христианской жизни во время катехумената. Пусть его призывают сокрушаться о своих грехах.
§ 2. Взрослый, которому грозит смерть, может быть окрещён, если, имея некоторое представление об основных истинах веры, он тем или иным образом выразит намерение принять крещение и пообещает соблюдать заповеди христианской религии.
Кан. 866 – Если тому не будет серьёзного препятствия, то крещаемому взрослому следует сразу же принять миропомазание, участвовать в евхаристическом богослужении и причаститься.
Кан. 867 – § 1. Родители обязаны позаботиться о том, чтобы их дети были окрещены в первые недели жизни. Как можно скорее после рождения ребёнка — и даже до него — родителям следует обратиться к приходскому настоятелю, чтобы попросить о таинстве для ребёнка и должным образом к нему подготовиться.
§ 2. Если ребёнку угрожает смерть, то его следует окрестить без малейшего промедления.
Кан. 868 – § 1. Чтобы ребёнок был окрещён законным образом, необходимо:
1-е согласие его родителей, или хотя бы одного из них, или же лиц, на законных основаниях их заменяющих;
2-е наличие обоснованной надежды на то, что он будет воспитан в католической вере. Если же таковая полностью отсутствует, то крещение следует отложить согласно предписаниям партикулярного права, уведомив родителей о причине этого.
§ 2. Ребёнок родителей-католиков и даже некатоликов, которому грозит смерть, принимает крещение законно даже против воли родителей.
Кан. 869 – 1. Если существует сомнение в том, что какое-либо лицо было окрещено, или же в том, что крещение было преподано действительным образом, причём это сомнение остаётся и после серьёзного исследования данного вопроса, то данное лицо следует окрестить условно.
§ 2. Лиц, крещёных в некатолической церковной общине, не следует крестить условно, если только после исследования материи и словесной формы, применённых при совершении крещения, а также при учёте намерения крещёного взрослого и крещающего служителя не останется веского основания сомневаться в действительности крещения.
§ 3. Если в тех случаях, о которых говорится в §§ 1 и 2, сам факт крещения либо его действительность останется под сомнением, то крещение можно преподать лишь после того, как крещаемому, если он взрослый, изложат учение о таинстве крещения и разъяснят ему — или, если речь идёт о ребёнке, то его родителям — причины сомнения в действительности совершённого крещения.
Кан. 870 – Подкинутого или найденного ребёнка следует окрестить, если после тщательного исследования не будет установлен факт его крещения.
Кан. 871 – Утробные плоды, преждевременно появившиеся на свет, следует по возможности окрестить, если они живы.
Глава IV О ВОСПРИЕМНИКАХ
Кан. 872 – По возможности крещаемому следует предоставить восприемника, задача которого — сопровождать взрослого крещаемого в его посвящении в христианские таинства и представлять ребёнка вместе с родителями ко крещению, а также помогать крещёному вести христианскую жизнь, сообразную с принятым таинством, и верно исполнять проистекающие из него обязанности.
Кан. 873 – Принимается только один восприемник, одна восприемница либо один восприемник и одна восприемница вместе.
Кан. 874 – § 1. Чтобы то или иное лицо могло быть допущено к исполнению обязанностей восприемника, необходимо, чтобы оно:
1-е было назначено самим крещаемым, его родителями либо заменяющим их лицом, а при отсутствии таковых — приходским настоятелем или служителем крещения; кроме того, оно должно быть пригодно к этому и иметь намерение исполнить данную обязанность;
2-е достигло шестнадцатилетнего возраста, если только диоцезный Епископ не установит иной возраст и если приходской настоятель или служитель таинства не сочтёт, что по уважительной причине можно сделать исключение;
3-е было католиком, уже принявшим миропомазание и святейшее таинство Евхаристии, а также вело жизнь, сообразную с верой и той обязанностью, которую ему предстоит исполнить;
4-е не несло никакого канонического наказания, наложенного или объявленного законным образом;
5-е не было отцом или матерью крещаемого.
§ 2. Крещёный, принадлежащий к некатолической церковной общине, может быть допущен только вместе с восприемником-католиком, и причём лишь в качестве свидетеля крещения.
Глава V ОБ УДОСТОВЕРЕНИИ И РЕГИСТРАЦИИ СОВЕРШЁННОГО КРЕЩЕНИЯ
Кан. 875 – Лицу, преподающему крещение, при отсутствии восприемника надлежит позаботиться о том, чтобы имелся хотя бы один свидетель, который бы мог подтвердить факт совершённого крещения.
Кан. 876 – Если это никому не наносит ущерба, то для подтверждения факта совершённого крещения достаточно показания одного свидетеля, стоящего вне всяких подозрений, или присяги самого крещёного, если он принял крещение, будучи взрослым.
Кан. 877 – § 1. Приходской настоятель того места, где совершается крещение, должен тщательно и без всякого промедления занести в книгу крещёных имена лиц, принявших крещение, упомянув о служителе таинства, о родителях, восприемниках и свидетелях, если таковые имеются, а также о месте и дате совершения крещения, указав, кроме того, дату и место рождения.
§ 2. Если речь идёт о ребёнке, рожденном незамужней матерью, следует внести в книгу имя матери, если факт её материнства установлен публично или она сама добровольно попросит об этом письменно либо в присутствии двоих свидетелей. Надлежит внести в книгу и имя отца, если его отцовство подтверждается каким-либо публичным документом или его собственным заявлением, сделанным в присутствии приходского настоятеля и двоих свидетелей. В прочих случаях имя крещёного записывают без указания имени отца или родителей.
§ 3. Если речь идёт о приёмном ребёнке, то следует записать имена приёмных родителей, а также — во всяком случае, если так делается в актах гражданского состояния в данном регионе — имена настоящих родителей, по нормам §§ 1 и 2 и с учётом предписаний конференции Епископов.
Кан. 878 – Если крещение было совершено не приходским настоятелем и не в его присутствии, то служитель крещения, кем бы он ни был, должен уведомить настоятеля прихода, в котором было совершено крещение, чтобы тот зарегистрировал крещение по норме кан. 877, § 1.
ТИТУЛ II О ТАИНСТВЕ МИРОПОМАЗАНИЯ
Кан. 879 – Таинство миропомазания, которое налагает печать и благодаря которому крещёные, следуя путём посвящения в христианские таинства, наделяются даром Святого Духа и совершеннее сочетаются с Церковью, укрепляет их и строже обязывает к тому, чтобы они словом и делом были свидетелями Христа и распространяли и защищали веру.
Глава I О СОВЕРШЕНИИ МИРОПОМАЗАНИЯ
Кан. 880 – § 1. Таинство миропомазания преподаётся посредством нанесение мира на лоб, что осуществляется наложением руки и произнесением слов, предписанных утверждёнными литургическими книгами.
§ 2. Миро, используемое в таинстве миропомазания, должно быть освящено Епископом, даже если служителем таинства является пресвитер.
Кан. 881 – Подобает, чтобы таинство миропомазания совершалось в церкви, причём во время Мессы. Однако по уважительной и разумной причине оно может совершаться и не на Мессе, и в любом достойном месте.
Глава II О СЛУЖИТЕЛЕ ТАИНСТВА МИРОПОМАЗАНИЯ
Кан. 882 – Ординарным служителем таинства миропомазания является Епископ. Действительным образом преподаёт это таинство также пресвитер, наделённый таким полномочием в силу универсального права или по особому разрешению полномочной власти.
Кан. 883 – В силу самогo права полномочием быть служителями таинства миропомазания обладают:
1-е в пределах территории своей юрисдикции — лица, приравниваемые правом к диоцезному Епископу;
2-е в отношении определённого лица — пресвитер, который в силу занимаемой должности или мандата диоцезного Епископа крестит тех, кто вышел из детского возраста, или допускает лицо, уже принявшее крещение, к полному общению с католической Церковью;
3-е в отношении лиц, которым грозит смерть — приходской настоятель и даже любой пресвитер.
Кан. 884 – § 1. Диоцезному Епископу следует совершать миропомазание лично или позаботиться о том, чтобы его совершил другой Епископ. Если того потребует необходимость, он может предоставить соответствующее полномочие одному или нескольким пресвитерам, чтобы они совершили это таинство.
§ 2. По веской причине Епископ или пресвитер, наделённый полномочием преподания миропомазания в силу права или особого разрешения полномочной власти, в отдельных случаях могут привлечь в помощь себе других пресвитеров, чтобы они тоже были служителями этого таинства.
Кан. 885 – § 1. Диоцезный Епископ обязан заботиться о том, чтобы таинство миропомазания преподавалось подвластным ему лицам, которые надлежащим образом и на разумных основаниях об этом попросят.
§ 2. Пресвитер, обладающий таким полномочием, должен пользоваться им по отношению к тем лицам, ради которых ему было предоставлено это полномочие.
Кан. 886 – § 1. В своём диоцезе Епископ законным образом преподаёт таинство миропомазания также и неподвластным ему верным, если тому не воспрепятствует прямой запрет их Ординария.
§ 2. Чтобы законным образом преподавать таинство миропомазания в чужом диоцезе, Епископ нуждается — если речь не идёт о подвластных ему лицах — в разрешении диоцезного Епископа, хотя бы предполагаемом на разумных основаниях.
Кан. 887 – Пресвитер, обладающий полномочием на преподание таинства миропомазания, на предназначенной ему территории законным образом преподаёт это таинство и посторонним лицам, если этому не препятствует запрет их собственного Ординария. Однако на чужой территории он никому не может действительным образом преподать это таинство, хотя в силе остаётся предписание кан. 883, 3-е.
Кан. 888 – В пределах той территории, на которой служители могут преподавать таинство миропомазания, им разрешается преподавать его также и в местах, изъятых < из юрисдикции Ординария>.
Глава III О МИРОПОМАЗУЕМЫХ
Кан. 889 – § 1. Принять таинство миропомазания способен лишь каждый крещёный, ещё не миропомазанный.
§ 2. Чтобы кто-либо мог законным образом принять таинство миропомазания вне опасности смерти, требуется, чтобы он, находясь в здравом рассудке, получил надлежащие наставления, был подобающим образом расположен и мог возобновить обетования, данные при крещении.
Кан. 890 – Верные обязаны своевременно принять это таинство. Родителям и пастырям, особенно приходским настоятелям, следует заботиться о том, чтобы верные надлежащим образом готовились к его принятию и приступали к нему в подобающее время.
Кан. 891 – Таинство миропомазания верным следует преподавать при приближении сознательного возраста, если только конференция Епископов не определит иной возраст, если налицо не будет опасности смерти и если, по суждению служителя, веская причина не продиктует иного.
Глава IV О ВОСПРИЕМНИКАХ
По возможности крещаемому следует предоставить восприемника, задача которого — сопровождать взрослого крещаемого в его посвящении в христианские таинства и представлять ребёнка вместе с родителями ко крещению, а также помогать крещёному вести христианскую жизнь, сообразную с принятым таинством, и верно исполнять проистекающие из него обязанности.
Кан. 892 – По возможности крещаемому следует предоставить восприемника, задача которого — заботиться о том, чтобы миропомазанный поступал как истинный свидетель Христа и верно исполнял обязанности, связанные с этим таинством.
Кан. 893 – § 1. Исполнять обязанности восприемника может тот, кто отвечает условиям, определённым в кан. 874.
§ 2. Целесообразно, чтобы восприемником миропомазуемого назначался тот, кто принял на себя те же самые обязанности при крещении.
Глава V ОБ УДОСТОВЕРЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ СОВЕРШЁННОГО МИРОПОМАЗАНИЯ
Кан. 894 – При удостоверении совершённого миропомазания следует соблюдать предписания кан. 876.
Кан. 895 – Имена миропомазанных следует занести в книгу миропомазанных диоцезной курии либо, если так распорядится конференция Епископов или диоцезный Епископ — в книгу, хранящуюся в приходском архиве. При этом надлежит сделать отметку о служителе таинства, о родителях и восприемниках, о месте и дате совершения миропомазания. Приходской настоятель должен уведомить о совершённом миропомазании приходского настоятеля места крещения, чтобы тот мог сделать отметку в книге крещёных по норме кан. 535, § 2.
Кан. 896 – Если местный приходской настоятель отсутствует, то служителю таинства следует лично или через другое лицо как можно скорее уведомить его о совершении миропомазания.
ТИТУЛ III О СВЯТЕЙШЕЙ ЕВХАРИСТИИ
Кан. 897 – Величайшим таинством является Святейшая Евхаристия, в которой содержится, жертвуется и вкушается Сам Христос Господь и благодаря которой постоянно живёт и возрастает Церковь. Евхаристическая Жертва, воспоминание о смерти и воскресении Господа, в котором увековечивается Крестная Жертва — это вершина и источник всего христианского богопочитания и христианской жизни; ею обозначается и осуществляется единство Народа Божия, ею совершается созидание Тела Христова. Все же прочие таинства и все церковные дела апостольства имеют связь со Святейшей Евхаристией и направлены к ней.
Кан. 898 – Пусть верные Христу оказывают высочайшие почести Святейшей Евхаристии, принимая деятельное участие в совершении этого величайшего Таинства, с крайним благоговением и часто принимая это таинство и проявляя глубочайшее преклонение перед ним. Разъясняя учение об этом таинстве, пусть Пастыри старательно учат верных исполнять эту обязанность.
Глава I О СОВЕРШЕНИИ ЕВХАРИСТИИ
Кан. 899 – § 1. Совершение Евхаристии — это действие Самого Христа и Церкви, в котором Христос Иисус посредством служения священника приносит Самого Себя в жертву Богу Отцу, субстанциально присутствуя под видами хлеба и вина, а верным, соединённым с Ним в Его Жертве, отдаёт Себя как духовную пищу.
§ 2. В евхаристическом Собрании Народ Божий под началом Епископа или подвластного ему пресвитера, несущего на себе образ Христа, собирается воедино, и все присутствующие верные — как клирики, так и миряне — объединяются, участвуя в нём каждый по-своему, в зависимости от сана и литургических обязанностей.
§ 3. Совершение Евхаристии следует поставить таким образом, чтобы все участники получали от этого наибольшую пользу, ради обретения которой Христос и установил Евхаристическое Жертвоприношение.
Ст. 1 О служителе Святейшей Евхаристии
Кан. 900 – § 1. Служителем, способным от лица Христа совершать таинство Евхаристии, является лишь священник, рукоположенный действительным образом.
§ 2. Законным образом совершает Евхаристию священник, которому не препятствует в этом каноническое право, причём должны соблюдаться предписания нижеследующих канонов.
Кан. 901 – Священник имеет полное право служить Мессу за всех: как за живых, так и за усопших.

Страницы: 1 2 3 4

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.